Картина «Смерть Архимеда» предположительно принадлежит кисти известного итальянского мастера эпохи барокко Джованни Батиста Лангетти (1625—1676). Для своих произведений мастер нередко выбирал драматические сюжеты: страдания Иова, казнь Святого Себастьяна, смерть Архимеда. Такой выбор тем был продиктован временем — в эпоху барокко художники стремились передать на своих полотнах сильные эмоциональные переживания, накал страстей. Для этого как нельзя лучше подходили сюжеты, в которых изначально заложена драма. Одним из таких сюжетов является смерть известного древнегреческого математика, физика и инженера Архимеда (287 год до нашей эры — 212 год до нашей эры).
Архимед был уроженцем города Сиракузы, который к III веку до нашей эры был одним из крупнейших в Средиземноморье, в нём процветали наука и искусство. В 214 году до нашей эры город попытались завоевать римляне во главе с военачальником Марком Клавдием Марцеллом. Однако римское войско встретилось с неожиданным сопротивлением: жители Сиракуз оборонялись при помощи метательных машин. Вражеские корабли, которым удавалось прорваться к городским стенам, попадали в ловушку: нос корабля зацеплял мощный кран, который высоко поднимал судно и бросал его в воду, обрекая на гибель. Краны были хорошо замаскированы, а потому избежать их было довольно сложно. Всё это были изобретения Архимеда.
Спустя 2 года осады римлянам всё же удалось проникнуть в Сиракузы. К тому моменту Архимеду было уже 75 лет. Существуют разные версии того, как именно погиб великий математик, но все они сходятся в одном: при появлении вражеского солдата Архимед работал и потребовал не трогать его чертежи. Разъяренный римский воин убил его.
На картине Лангетти изображён момент, когда римлянин врывается к Архимеду. Ученый сидит за своими бумагами. Он не может оказать сопротивление и призывает врага проявить благоразумие и милосердие. На контрасте с ним образ римского воина свиреп: сильной рукой он схватил старика за подбородок. Художник использует приём «кьяроскуро» — это резкий контраст между светлыми и тёмными частями изображения. Светом выхвачены фигуры мужчин и бумаги Архимеда, а пространство между ними погружено во мрак.