Биографические сведения о фламандском живописце Корнелисе Хейсмансе довольно немногочисленны. Известно, что он учился в Брюсселе у знаменитого пейзажиста Якоба Артуа, работал в трех городах Фландрии: Антверпене, Брюсселе, Мехелене. Картины Хейсманса украшают экспозиции крупнейших музеев мира: Эрмитажа, Дрезденской галереи, мюнхенской пинакотеки и других. Все картины очень разные, но главное, что их объединяет, — ощущение гармонии и совершенства окружающего мира, осознание его красоты и величия.
На картине из собрания Радищевского музея изображена охота на оленя. Сцены охоты — любимого развлечения знати — были очень популярны в искусстве XVII столетия во всех европейских странах.
На картине из собрания Радищевского музея изображена охота на оленя. Сцены охоты — любимого развлечения знати — были очень популярны в искусстве XVII столетия во всех европейских странах.
Однако для Хейсманса обращение к этой теме является лишь поводом для изображения величественного лесного пейзажа. Стаффаж (фигуры, оживляющие картину) со сценой охоты изображен, очевидно, другим художником. Важным живописным средством мастера является свет.
От освещенного фрагмента скалы и охотника в красном камзоле на первом плане взгляд зрителя следует за ружьем охотника и бегущим оленем, двигаясь по диагонали к крошечному замку вдали, но вдруг останавливается и направляется назад кроной дерева, выделяющегося черным силуэтом на фоне освещенного розоватым светом облака.
Очертаниям скалы на первом плане вторят очертания облаков и крон деревьев. Контуры всех предметов тающие, воздушные. Свет, преломляющийся в облаках, создает общий теплый рефлекс.
Очертаниям скалы на первом плане вторят очертания облаков и крон деревьев. Контуры всех предметов тающие, воздушные. Свет, преломляющийся в облаках, создает общий теплый рефлекс.
Художник решает очень сложную живописную задачу — показывает лес при закате солнца, когда само солнце уже за горизонтом, а лес освещается отраженным светом облаков. Колористическое и светотеневое единство картины достигается ее сложной живописной структурой. Важную роль в тонально-цветовом построении живописи играет красный грунт, просвечивающий сквозь многократно нанесенные тонкие лессировочные и полукроющие красочные слои. Например, в затененных участках он усиливает глубину и теплоту теней.
А на синем участке неба или в зеленой массе листвы красный грунт, видимый в авторских пропусках, усиливает интенсивность синего или зеленого тона, подчеркивает контрасты. Картина Хейсманса является примером классического пейзажа, в основе которого лежат принципы разумности, красоты и гармонии. В этом Хейсманс близок мастерам классического французского пейзажа XVII века, прежде всего Никола Пуссену.