Крупнейший художник Голландии XVII века Хендрик Тербрюгген в юности учился в Утрехте у известного живописца и преподавателя Абрахама Блумарта. С 1604 по 1614 годы он жил и работал в Италии, где изучал искусство своего кумира — итальянца Микеланджело да Караваджо. После возвращения в Утрехт Хендрик Тербрюгген стал центральной фигурой голландского караваджизма.
«Увенчание Христа терниями» художник написал около 1622 года — в период расцвета его творчества. На темном фоне картины, характерном для живописи караваджистов, происходит трагическое событие евангельского повествования — «венчание» Спасителя терновым венцом. Христос выглядит отрешенным и покорным судьбе. В отличие от его идеального образа, фигуры воинов потрясают реализмом изображения: достаточно взглянуть на кряжистые руки, глубокие морщины на лице и шее старика или его лысеющую голову. Примечательно, что в картине нет жесткого контраста света и тени, типичного для работ утрехтских караваджистов. Свет у Тербрюггена мягко скользит по фигурам персонажей и затухает в складках желтовато-белых и оливковых одежд.
Картина поступила в музей в середине XX века как работа неизвестного художника. После того как сотрудники музея 20 лет безуспешно пытались установить авторство, за помощью обратились в Эрмитаж. Научный сотрудник Эрмитажа Ирина Линник предположила, что полотно написано голландским живописцем Хендриком Тербрюггеном. В 1968 году Линник приехала в Иркутск, провела экспертизу и подтвердила авторство художника.
Исследователи отмечают, что Тербрюгген имел обыкновение делать композиции на одну и ту же тему в двух вариантах — полуфигурно и в полный рост. Работа из музейной коллекции — парная к картине «Поругание Христа», находящейся в Копенгагенском музее.
Живопись Тербрюггена, отличающаяся глубокой меланхолией и драматической силой, оказала большое влияние на голландскую и европейскую живопись XVII века. Художника высоко ценили такие знаменитые мастера, как Рембрандт ван Рейн, Франс Халс, Ян Вермеер, а Питер Рубенс считал его лучшим из мастеров Утрехта. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.
«Увенчание Христа терниями» художник написал около 1622 года — в период расцвета его творчества. На темном фоне картины, характерном для живописи караваджистов, происходит трагическое событие евангельского повествования — «венчание» Спасителя терновым венцом. Христос выглядит отрешенным и покорным судьбе. В отличие от его идеального образа, фигуры воинов потрясают реализмом изображения: достаточно взглянуть на кряжистые руки, глубокие морщины на лице и шее старика или его лысеющую голову. Примечательно, что в картине нет жесткого контраста света и тени, типичного для работ утрехтских караваджистов. Свет у Тербрюггена мягко скользит по фигурам персонажей и затухает в складках желтовато-белых и оливковых одежд.
Картина поступила в музей в середине XX века как работа неизвестного художника. После того как сотрудники музея 20 лет безуспешно пытались установить авторство, за помощью обратились в Эрмитаж. Научный сотрудник Эрмитажа Ирина Линник предположила, что полотно написано голландским живописцем Хендриком Тербрюггеном. В 1968 году Линник приехала в Иркутск, провела экспертизу и подтвердила авторство художника.
Исследователи отмечают, что Тербрюгген имел обыкновение делать композиции на одну и ту же тему в двух вариантах — полуфигурно и в полный рост. Работа из музейной коллекции — парная к картине «Поругание Христа», находящейся в Копенгагенском музее.
Живопись Тербрюггена, отличающаяся глубокой меланхолией и драматической силой, оказала большое влияние на голландскую и европейскую живопись XVII века. Художника высоко ценили такие знаменитые мастера, как Рембрандт ван Рейн, Франс Халс, Ян Вермеер, а Питер Рубенс считал его лучшим из мастеров Утрехта. Работы Тербрюггена представлены в крупнейших музеях Европы и США.