Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Алексей Фадеев. Русский сюрреализм»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Сотворение мира

Время создания
1995–2019
Место создания
Нижний Новгород
Размер
100x150 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Художник А. Фадеев о картине «Сотворение мира»:

#3

История этой картины непростая. Картина началась гораздо раньше, до того, как возник сюжет этой картины. В 1995 году был у меня картон, который превратился в эскиз.

Об картон сначала вытирались мастихины. Много там было всякой мешанины, краски. Однажды я этот картон увидел, немного с ним поработал, и возник этот эскиз, к которому я тогда же прицепил название «Сотворение мира».

Картон довольно невнятный, я про эскиз, довольно сумбурный. Но тогда я увидел в нем вот эту главную центральную часть, это красное полотнище, с этими линиями, тенями.

Черное и красное меня всегда очень волновало. И я тогда еще понял, что тут зарыта очень серьезная работа. Этот светящийся алый цвет с черными тенями. Ну, а дальше труд был, длинный, многолетний. Нужно было сформировать все остальные вещи, которые я лишь угадывал под слоями краски в эскизе, в этих линиях, пятнах.

Я чувствовал, что там что-то есть. Основная здесь идея, все персонажи,

все визуальные и фигуративные части этой картины, которые можно с чем-то ассоциировать, так или иначе несут идею непрерывного конфликта.

Возьмем, например, Адама и Еву. Они уже находятся в состоянии конфликта.

И так абсолютно здесь все. Борьба всего со всем. Вот фигура богини войны Белонны.

Здесь, например, каска кайзера и, я не знаю как называется головной убор у католический монахинь. Здесь я тоже попытался столкнуть эти две вещи. Потому что абсолютно любое явление двойственно по природе. Оно несет в себе семена взаимно противоположные,

действия взаимно противоположные. Собственно, за счет этого, я думаю, мир существует. Там, где нет конфликта, там все замирает, останавливается.

А здесь непрерывно рождается этот мир.

Один из главных персонажей этой картины — древо жизни. Расцветает и умирает постоянно. Сохнет, гибнет и вновь рождается.

Само рождает новую жизнь, спасает себя. Постоянно умирает и должно постоянно возрождаться вновь, давать новые побеги взамен старых, давать новые листья взамен истлевающих. Оно как может сражается за своих детей, одновременно сражаясь и за себя. Я в своей работе испытываю колоссальное сопротивление холста, сопротивление материала.

В чем сопротивление? Вот здесь я бы вспомнил, наверное, боюсь показаться нескромным… У Смоктуновского была похожая тема, не получил профессионального образования, поэтому он тоже испытывал, насколько я понимаю, такое же сопротивление материала профессии. В начале работы над каждой ролью он выбешивал всю труппу, потому что он перебирал свои актерские инструменты просто до бесконечности. Пока находил точку.

Это дает ответ на вопрос: «Почему картина так долго писалась?»

Иногда я откладывал картину надолго, потому что не понимал куда она движется. В какую сторону? Как решить ту или иную визуальную задачу?

Какой создать контекст? Ну и просто сопротивление материала. Я не мог долго написать ни этот берет, ни этот шелк. Я не умел это писать, поэтому картина откладывалась. Это переписывалось, зашкуривалось, снова писалось и так далее, до бесконечности порой. Легко посмотреть, какие места были написаны сразу, какие писались долго. Достаточно посмотреть на просвет картину с обратной стороны, и сразу будет ясно, где краски прозрачные, где штукатурка в 60–70 слоёв краски. Поэтому картина откладывалась, порой в дальний угол, доставалась оттуда иногда через год, через два.

Я на нее смотрел и снова засовывал назад, потому что я понимал, что не могу пока двигаться дальше. Но в какие-то моменты случались прорывы. Вдруг получалось. Вообще, у меня только сейчас начинает получаться написать то, что я хотел написать еще 20 лет назад, но не мог. Меня часто спрашивают, к какому художественному стилю относятся мои картины. Я не знаю к какому стилю. Искусствоведы знают лучше. Сюрреализм, символизм, мистицизм, еще что-то. Возможно. Может быть это символизм, может быть это еще какой-то -изм.

Но вот этот элемент, это чистый сюрреализм. Вот это красное светящееся пятно с этой нервной линией, это тот сюрреализм, который роднит меня с Дали… Сюрреализм Дали, а я отталкиваюсь от этого персонажа, потому что, еще раз повторюсь, что отличает меня от сюрреалистов: сюрреалисты — это я.

Тот сюрреализм, который я называю сюрреализмом Дали, находится в основном в ранних его работах. И когда я впервые это увидел, я понял, что эти элементы рождают страшные, особой силы волнения в душе.

Я сразу понял, что мы с Дали в детстве видели одни кошмары, одинаковые сны смотрели. Эти сны я уже порядком забыл, но, когда я вижу эти элементы, они рождают во мне те детские ощущения, которые я видел в своих снах.

И я понимаю, что мы одинаковые смотрели с ним сны. Вот вы утром проснулись, вы не помните, что вам снилось, но под впечатлением от этого сна вы находитесь порой целые сутки. И при этом вы не можете вспомнить, что было в этом сне, с чем связано то волнение, которое меня не оставляет в течении многих часов. Вот здесь такие вещи, которые очень трудно описать словами. И ноты цвета правильно поставлены, в правильном ритме, в правильной длительности, тональности. Их совместная комбинация рождает музыку. Это необъяснимое свойство музыки и музыки красок.

Я всегда стремился еще картинам дать эмоциональный стержень какой-то.

Эмоциональный стержень — это звучание красок, потому что краски для художника — это как ноты для композитора. Настоящий живописец с помощью магии цвета, владея красками, умел составлять их в выразительные цветовые аккорды, которые по сути от музыкальных ничем не отличаются. Для меня в этой картине вот это в данный момент это тональность, это звук, звучащий аккорд этой картины.

Это ее голос. А этим голосом она рассказывает какую-то историю. Но непосредственно музыка воспринимается сердцем, душой, какими-то внутренними органами. Когда мы слышим какую-то музыку, нас это волнует.

Объяснить словами, почему нас эта музыка волнует, что в ней такого, почему другая не волнует. Даже ее запомнить не можешь, а она звучит с тобой всю жизнь.

Бетховен мог писать музыку, потому что он слышал ее. Как слепой художник может работать, я не представляю. Только скульптором.»

Сегодня эта картина оказывается пророческой.

На ней угадывается наша страна, сражение нашей цивилизации и западной.

А. Фадеев. Интервью галерея «Музейная живопись»
читать дальшескрыть

Сотворение мира

Время создания
1995–2019
Место создания
Нижний Новгород
Размер
100x150 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%