#4
#2
Офорт «Снятие с креста» голландский художник Рембрандт создал в ранний период творчества. В это время он только перебрался из Лейдена в Амстердам и еще искал свою манеру. В 1632 году Рембрандт получил большой заказ от Фредерика Хендрика, принца Оранского, на две живописные картины со сценами из Страстей Христовых — «Воздвижение креста» и «Снятие с креста». Принцу-протестанту нужны были картины для покоев, где он мог бы помолиться в одиночестве. Рембрандт закончил полотна в 1633 году.
#9
Сюжет
#5
«Снятие с креста», живописный оригинал. Источник: commons.wikimedia.org
В это же время художник создал офорт по «Снятию с креста». На гравюре сюжет перевернут зеркально, в нем отсутствуют некоторые детали. Главная группа персонажей написана крупнее и приближена к переднему плану. Рембрандт добавил на офорт важную деталь — мощный луч, освещающий тело Христа и людей, которые снимают его с креста. Остальная часть сцены уходит в темноту и лишается акцентов, становится неважной.
#6
Тело Иисуса худо и истерзано, руки и ноги вывихнуты в суставах, поза выражает мучение. Среди людей, держащих тело Христа, Рембрандт изобразил себя стоящим на лестнице.
Ни в одном из канонических Евангелий нет описания того, как происходило снятие с креста, поэтому художники додумывали сюжет сами. В поздней живописи испанских Нидерландов трактовка темы становится свободнее. Рембрандт изобразил среди помощников Иосифа и Никодима, персонажа из апокрифов, двоих неизвестных. Под крестом он написал трех Марий: коленопреклоненную Магдалину, Деву Марию и Марию Клеопову, сестру Богородицы. Святой Иоанн поддерживает спускаемое по полотнищу тело.
#7
Гравюра в творчестве Рембрандта
#8
Рембрандт гравировал всю творческую жизнь — с 1626 по 1665 год, за пределами Нидерландов многие его знали как гравера. Он предпочитал технику офорта, и повторить приемы художника были способны немногие. Серьезные стилистические различия с офортами современников позволяют исследователям предполагать, что Рембрандт был самоучкой. Он обращался с резцом свободнее других, часто делал штрих нерегулярным, добавлял технику сухой иглы и повторное травление — это давало его офортам больше света и делало их похожими на живописные картины. При этом, несмотря на небрежный штрих, доски Рембрандта реалистичны.
Всего он создал около 300 офортов, до наших дней сохранилось 80 медных пластин, остальные дошли в виде эстампов — отпечатков. Рембрандт бережно относился к своим доскам и не делал много оттисков, поэтому ни один музей мира не может похвастаться полной коллекцией графики голландского мастера.
Всего он создал около 300 офортов, до наших дней сохранилось 80 медных пластин, остальные дошли в виде эстампов — отпечатков. Рембрандт бережно относился к своим доскам и не делал много оттисков, поэтому ни один музей мира не может похвастаться полной коллекцией графики голландского мастера.
#10
Ирбитский музей изобразительных искусств
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Снятие с креста
Время создания
1633
Размер
52,4x40,5 см
Техника
бумага, офорт
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться