В экспозиции Национального художественного музея Республики Саха представлена работа великого голландского художника Харменса Ван Рейна Рембрандта «Автопортрет в берете».
История создания произведения берет начало в апреле 1639 года. Рембрандт присутствовал на аукционе, где португальским коллекционером Альфонсо Лопезом был приобретен «Портрет графа Бальдассаре Кастильоне» кисти Рафаэля. В Вене хранится рисунок Рембрандта с наброском этой картины — на полях художник сделал пометку, что картина куплена за огромную по тем временам сумму в 3500 гульденов (свои картины Рембрандт тогда оценивал в 600–1000 гульденов). В том же году Рембрандт гравировал офорт «Автопортрет в берете», а в 1640 году написал картину, в которой подчеркнул свое духовное родство с великими предшественниками эпохи Высокого Возрождения: он создал полотно в стиле Рафаэля, Дюрера и Тициана.
На автопортрете Рембрандт изобразил себя в аутентичном наряде XVI века: его одежда богата, на голове такой же берет, как на портрете итальянского писателя Кастильоне кисти Рафаэля, только заломленный под большим углом. Поза зеркально отражает позы персонажей картин Тициана «Портрет Джероламо Барбариго» и Дюрера «Автопортрет», где изображенные правой рукой опираются на парапет. Освещение подчеркивает лицо, темное обрамление берета, волос и одежды, усиливает его яркость. Взгляд прямой и направлен в глаза зрителя. Автопортрет, созданный на пике карьеры, представляет декларацию личного достоинства и уверенности Рембрандта в себе. Портрет отличается особым мастерством композиции и светового рельефа.
Рембрандт занимался офортом на протяжении всей своей творческой
жизни, применял различные техники изготовления офортов: повторное травление,
использование «сухой иглы» (или резца), «затяжку» — растирание краски
на пластине, а иногда комбинировал в одной гравюре несколько
видов техники. Он также коллекционировал офорты других художников, таких
как Дюрер, Сегерс, Кастильоне. Жанры его офортов включают в себя библейские
и мифологические сцены и персонажей, портреты, в том числе
автопортреты, пейзажи, изображения нищих, аллегории, обнаженные натуры,
эротические сцены и так далее. Гравюры приносили художнику неплохой доход
и позволяли познакомить с его творчеством широкий круг людей, тогда
как картина могла долгие годы быть скрыта от публики. За границей
Рембрандта лучше знали именно как гравера.