Золотым веком голландского искусства считается XVII столетие. Одним из самых известных художников Голландии был мастер живописи и графики Рембрандт Харменс ван Рейн. Наследие художника обширно: он работал в разных жанрах и техниках, прославился не только живописными работами, но и многочисленными гравюрами.
«Портрет мужчины в высокой шапке» принадлежит раннему периоду творчества Рембрандта. С 1627 по 1631 год он прожил в городе Лейден на реке Старый Рейн, где вместе со своим другом Яном Ливенсом открыл мастерскую. Имя старика-натурщика, который позировал для этого портрета, неизвестно, однако он часто служил моделью для рембрандтовских произведений этого периода. До нас дошло несколько гравюр с его изображением, кроме того, его можно узнать в ряде исторических сцен.
Это произведение мастер создал в технике офорта. Офорт — это разновидность гравюры; по технологии автор сначала наносит изображение на металлическую пластину, покрытую кислотоупорным лаком, а потом протравливает кислотой. Рембрандт обращался к этой технике довольно часто, она позволяла напечатать множество оттисков.
Гравюры стоили недорого и хорошо продавались, именно они принесли художнику общеевропейскую славу еще при жизни. Техника офорта позволяла наносить очень тонкие линии и штриховки, что помогало исполнить замысел любой степени сложности. В течение многих веков и до сих пор Рембрандт считается одним из величайших мастеров офорта.
Автор изобразил пожилого мужчину на портрете в трехчетвертном повороте. Его высокая шапка, похожая на тюрбан, — характерный головной убор жителя голландского города того времени. Мужчина не смотрит на зрителя, он погружен в собственные мысли. В поздний период творчества Рембрандт был особенно увлечен подобными типажами: портреты стариков стали для художника способом размышления о сущности человеческой природы, законах мироздания и возможностях человека их постичь.
Этот портрет в определенной степени предвосхищает
будущие живописные шедевры 1650–1660-х годов. Мастерство Рембрандта-гравера
выражается здесь не только в способности передать различную фактуру шапки,
одеяния, но и в проработке с помощью тончайших линий светотеневых нюансов
портрета.