В конце 60-х годов В. Астальцев едет в село Шушенское — место ссылки Владимира Ильича Ленина и его соратников. Везде низкие бревенчатые домики и строгий сибирский пейзаж. В картине замечательно выражено холодное зимнее небо и земля покрытая сугробами. Для художника было важно постичь и воссоздать правду сурового быта этих лет, увлекает задача воссоздать в пейзажах дореволюционную Сибирь, где отбывают ссылку борцы против царизма.
Везде мы встречаем привязанность живописца к зимним пейзажам. Вызывает восторг и удивление автора поникшие избы, скованная холодом земля. Его пейзажи кажутся суровыми.
По несколько раз пишет художник дома, в которых в 1897–1900 годы жил Ленин. Теперь уже историческое значение имеют картины этого цикла.
Композиция картины с домом крестьянки Петровой построена на чередующихся планах, ведущих взгляд зрителя к дому, стоящему на пригорке. В такой трактовке деревенская изба приобретает черты значительности, монументальности.