Подобно знаменитым мастерам русского искусства, таким как Аполлинарий Васнецов, Константин Коровин, Исаак Левитан, Астальцев своим талантом служил почетной задаче воссоздания в искусстве поэтического мира русской природы и русской архитектуры.
Уже на студенческой скамье педагоги отмечают его самобытный талант, ярко выраженный собственный почерк, необычайную работоспособность и преданность избранной тематике — воспеванию суровой красоты русской природы и величия древней русской архитектуры.
Никогда В. Астальцев не берет заказы на обязательные тогда жанровые картины, прославляющие вождей и строителей коммунизма, даже необходимая для выживания в те годы серия «По Ленинским местам» (часть работ этой серии находится в коллекции нашего музея) посвящена опять же природе и архитектуре Сибири.
Живописец стремится подчеркнуть гармоническое единство природы и архитектуры, творения рук человеческих. В течение двадцати лет Астальцев пишет архитектурные памятники подмосковного села Коломенского (историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское»). Неоднократно обращается художник к памятнику северного деревянного зодчества — надвратной башне из беломорского Николо-Корельского монастыря, которая была вывезена искусствоведом-реставратором П. Барановским в 1932 году. В настоящее время старинная башня является украшением музея-заповедника «Коломенское» под Москвой.
Заслуженный художник России Астальцев Виктор Владимирович родился в непростое время — 29 декабря 1927 года в селе Месягутово Месягутовского кантона БАССР (ныне Дуванский район РБ), на Южном Урале близ Уфы.
В конце 1930-х годов оставшись сиротой, Виктор долгое время рос среди случайных людей и дальних родственников, воспитывался в детском доме. Мальчик рано научился рисовать, и это несколько скрасило его существование. Тайга и скалы с могучими вековыми соснами — вот уральский пейзаж, запавший в душу Виктора на всю жизнь. Свято любить и понимать красоту всего живого научила его бабушка Екатерина Сергеевна Юрьева-Левицкая, вдова расстрелянного в 1937 году священника и иконописца о. Иоанна Левицкого, разыскавшая внука и воспитавшая его.
В неполные семнадцать лет Виктор стал добровольцем Красной Армии. А после Победы продолжал служить артиллеристом в звании рядового и одновременно окончил заочные курсы рисования и живописи при Всесоюзном доме народного творчества имени Н.К. Крупской в Москве.
Демобилизавшись из Советской Армии в 1951 году, Астальцев успешно сдал приемные экзамены в Московское художественное училище памяти 1905 года.
Окончив училище, молодой живописец работал художником-декоратором в Центральном детском театре в Москве. Здесь Виктор столкнулся с разнообразной художественной деятельностью. Приходилось заниматься исполнительской работой, изучать законы сцены, театральную живопись старых и современных мастеров. Он писал этюды, увлекаясь как архитектурным, так и «чистым пейзажем», работал над портретом, не оставляя мысли о продолжении учебы. В 1958 году Астальцев поступил в Московский художественный институт имени В.И. Сурикова и закончил его в 1964 году.
Уже на студенческой скамье педагоги отмечают его самобытный талант, ярко выраженный собственный почерк, необычайную работоспособность и преданность избранной тематике — воспеванию суровой красоты русской природы и величия древней русской архитектуры.
Никогда В. Астальцев не берет заказы на обязательные тогда жанровые картины, прославляющие вождей и строителей коммунизма, даже необходимая для выживания в те годы серия «По Ленинским местам» (часть работ этой серии находится в коллекции нашего музея) посвящена опять же природе и архитектуре Сибири.
Живописец стремится подчеркнуть гармоническое единство природы и архитектуры, творения рук человеческих. В течение двадцати лет Астальцев пишет архитектурные памятники подмосковного села Коломенского (историко-архитектурный музей-заповедник «Коломенское»). Неоднократно обращается художник к памятнику северного деревянного зодчества — надвратной башне из беломорского Николо-Корельского монастыря, которая была вывезена искусствоведом-реставратором П. Барановским в 1932 году. В настоящее время старинная башня является украшением музея-заповедника «Коломенское» под Москвой.
Картины Виктора Владимировича Астальцева находятся в крупнейших музеях и частных коллекциях России и мира.