В экспозиции музея представлена фигурка селькупского шамана, которую в 1985 году создал местный мастер Юрий Михайлов.
Шаманов селькупы, сибирский народ, почитали особенно. Они выступали своеобразными посредниками между миром людей и миром духов, лечили больных, предсказывали будущее и даже разрешали споры. Стать шаманом по собственному желанию селькуп не мог — этот дар передавался по наследству от отца к сыну или от деда к внуку. Определяли, получил ли ребенок силу предка, по внешним признакам. Например, по особенным родимым пятнам и завиткам волос на затылке, а также по высокому лбу и острому взгляду.
Селькупы верили, что в жизни будущих шаманов происходят разные странности. Например, к 20 годам особенный юноша мог сильно заболеть: им овладевали неспокойный сон, галлюцинации, удрученное состояние. Считалось, что таким образом духи вынуждают его стать шаманом. Часто эти недомогания обострялись, больной падал в обморок, буйствовал, пел. Тогда родные обращались к старому опытному шаману. Он камлал (общался с духами), отгоняя от больного злые силы, а также узнавал, чьи покровители призывают молодого селькупа встать на шаманский путь.
Селькупы были убеждены, что призванному нельзя отказаться от дара. Старый шаман передавал ученику свой бубен, с которым тот начинал камлать. Спустя некоторое время новопосвященный получал колотушку, первый собственный инструмент.
В создании одежды и атрибутов для нового шамана принимали участие многие мужчины и женщины, но сам призванный никогда не изготавливал их своими руками.
Позже молодой шаман становился спокойнее, болезненные припадки проходили. Он переставал сторониться людей, ритуалы проводил открыто, даже в присутствии посторонних. Силу шамана и его готовность к получению остальных атрибутов оценивали по его пению.
После колотушки призванному изготавливали бубен, который играл ключевую роль в церемониях. Бубен служил шаману не просто музыкальным инструментом, но и предметом, который способен переносить его в мир духов. Селькупы считали, что главная сила шамана заключалась в «ветре бубна», который сдувал любую беду.
Шаманов селькупы, сибирский народ, почитали особенно. Они выступали своеобразными посредниками между миром людей и миром духов, лечили больных, предсказывали будущее и даже разрешали споры. Стать шаманом по собственному желанию селькуп не мог — этот дар передавался по наследству от отца к сыну или от деда к внуку. Определяли, получил ли ребенок силу предка, по внешним признакам. Например, по особенным родимым пятнам и завиткам волос на затылке, а также по высокому лбу и острому взгляду.
Селькупы верили, что в жизни будущих шаманов происходят разные странности. Например, к 20 годам особенный юноша мог сильно заболеть: им овладевали неспокойный сон, галлюцинации, удрученное состояние. Считалось, что таким образом духи вынуждают его стать шаманом. Часто эти недомогания обострялись, больной падал в обморок, буйствовал, пел. Тогда родные обращались к старому опытному шаману. Он камлал (общался с духами), отгоняя от больного злые силы, а также узнавал, чьи покровители призывают молодого селькупа встать на шаманский путь.
Селькупы были убеждены, что призванному нельзя отказаться от дара. Старый шаман передавал ученику свой бубен, с которым тот начинал камлать. Спустя некоторое время новопосвященный получал колотушку, первый собственный инструмент.
В создании одежды и атрибутов для нового шамана принимали участие многие мужчины и женщины, но сам призванный никогда не изготавливал их своими руками.
Позже молодой шаман становился спокойнее, болезненные припадки проходили. Он переставал сторониться людей, ритуалы проводил открыто, даже в присутствии посторонних. Силу шамана и его готовность к получению остальных атрибутов оценивали по его пению.
После колотушки призванному изготавливали бубен, который играл ключевую роль в церемониях. Бубен служил шаману не просто музыкальным инструментом, но и предметом, который способен переносить его в мир духов. Селькупы считали, что главная сила шамана заключалась в «ветре бубна», который сдувал любую беду.