По своей конструкции старинная шарманка отчасти напоминала орган. Внутри ящика в несколько рядов размещались трубки, меха и деревянный или металлический валик с кулачками — маленькими выступающими шпильками.
Чтобы шарманка заиграла, нужно было повернуть ручку — ворот. Она приводила в движение сразу два механизма: штырек, который закачивал воздух в меха в низу инструмента, и валик со шпильками. Валик вращался, шпильки задевали специальные рычаги, а те открывали и закрывали воздушные клапаны.
Валик со встроенными в него шпильками был очень важным элементом инструмента. Эти шпильки размещали в определенном порядке, который соответствовал записанной мелодии. Если шпильки переставляли, музыка звучала иначе. Обычно на валике помещалось шесть-восемь мелодий, которые шарманщик мог последовательно воспроизводить. Звучание инструмента часто описывали как монотонное и печальное.
Инструменты, подобные шарманке, появились еще в древние времена. Использовать кулачковые устройства с выступами-шпильками начали в античности. Этот механизм быстро стал популярен, поэтому мастера из разных стран постоянно совершенствовали его на протяжении многих столетий.
В Россию шарманка попала из Польши в конце XVIII века, и инструмент очень быстро освоили странствующие музыканты и артисты цирков-шапито. Самой популярной мелодией в то время стала песенка с французским названием Charmant Katarina («Прелестная Катарина»). Историки считают, что инструмент в России начали называть шарманкой именно благодаря этой мелодии. В старину шарманки также называли «катаринками».
Благодаря бродячим шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Иногда их сопровождали дети-сироты, которые пели жалостливыми голосами и помогали заработать больше денег. Нередко в своих выступлениях музыканты задействовали обезьянок. Под звуки песен животные строили рожицы, кувыркались и кружились в танце. Также можно было встретить шарманщиков с большими попугаями, которые вытаскивали из коробки свернутые бумажки с предсказаниями будущего.
В XX веке вместо валиков в шарманках стали использовать перфорированные бумажные ленты: каждое отверстие на них соответствовало определенному звуку. Нередко шарманки конструировали так, чтобы их звук был прерывистым и дрожащим и, как следствие, более жалостливым.
Чтобы шарманка заиграла, нужно было повернуть ручку — ворот. Она приводила в движение сразу два механизма: штырек, который закачивал воздух в меха в низу инструмента, и валик со шпильками. Валик вращался, шпильки задевали специальные рычаги, а те открывали и закрывали воздушные клапаны.
Валик со встроенными в него шпильками был очень важным элементом инструмента. Эти шпильки размещали в определенном порядке, который соответствовал записанной мелодии. Если шпильки переставляли, музыка звучала иначе. Обычно на валике помещалось шесть-восемь мелодий, которые шарманщик мог последовательно воспроизводить. Звучание инструмента часто описывали как монотонное и печальное.
Инструменты, подобные шарманке, появились еще в древние времена. Использовать кулачковые устройства с выступами-шпильками начали в античности. Этот механизм быстро стал популярен, поэтому мастера из разных стран постоянно совершенствовали его на протяжении многих столетий.
В Россию шарманка попала из Польши в конце XVIII века, и инструмент очень быстро освоили странствующие музыканты и артисты цирков-шапито. Самой популярной мелодией в то время стала песенка с французским названием Charmant Katarina («Прелестная Катарина»). Историки считают, что инструмент в России начали называть шарманкой именно благодаря этой мелодии. В старину шарманки также называли «катаринками».
Благодаря бродячим шарманщикам популярность инструмента в России росла очень быстро. Иногда их сопровождали дети-сироты, которые пели жалостливыми голосами и помогали заработать больше денег. Нередко в своих выступлениях музыканты задействовали обезьянок. Под звуки песен животные строили рожицы, кувыркались и кружились в танце. Также можно было встретить шарманщиков с большими попугаями, которые вытаскивали из коробки свернутые бумажки с предсказаниями будущего.
В XX веке вместо валиков в шарманках стали использовать перфорированные бумажные ленты: каждое отверстие на них соответствовало определенному звуку. Нередко шарманки конструировали так, чтобы их звук был прерывистым и дрожащим и, как следствие, более жалостливым.