В музее представлен бубен, изготовленный специально для экспозиции, которая посвящена селькупам — коренным жителям Мариинска. Его создал народный мастер России, член Союза художников России Юрий Михайлов в 1998 году.
Селькупы с древних времен жили на левом берегу реки Кии. В переводе название этого народа означает «лесной, таежный человек». Селькупы относятся к уральской малой расе, поскольку в их внешности присутствуют и монголоидные, и европеоидные черты. Во главе семьи у селькупов стоял мужчина — он занимался промыслом. В обязанности женщины входили домашние работы и воспитание детей.
Селькупы верили в духов и приносили жертвы, чтобы заручиться их поддержкой во всех делах. Поэтому особую роль в племени играли шаманы. Они были врачевателями, предсказателями, военными вождями и духовными судьями, просили духов об исцелении больных и удачной охоте.
Главным атрибутом шаманских церемоний был бубен. Он выполнял много магических функций: выступал главным «советчиком» шамана и его проводником в иные миры, а также задавал ритм ритуальных танцев и вводил в транс участников обрядов.
Бубен обладал сложной символикой. На его внешней поверхности обычно изображали вселенную с небесными светилами, высших животных, священные березы, светлых и крылатых духов, а также существ из Нижнего мира. Их могли наносить на инструмент только мужчины по указанию шамана.
Шаманские бубны делали в определенные фазы Луны в зависимости от задач, для которых был задуман инструмент. Перед тем как приступить к работе, шаман в течение трех дней не принимал животную пищу. Шкуру лося, лошади или оленя он выделывал собственноручно, а также с помощью специального обряда отправлял дух животного в небесные чертоги — чтобы бубен служил долго. Считалось, что весь процесс создания инструмента проходил при участии духов-помощников.
После смерти шамана его бубен либо укрепляли на дереве возле могилы, либо вместе с другими его вещами прятали в специально построенном маленьком домике — «доме духов». Но шаманский инструмент никогда не передавали другому человеку. Селькупы верили, что сила шамана не умирала вместе с ним, а оставалась жить в его бубне. Считали, что, если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать у него помутнение рассудка или даже убить несчастного.
Селькупы с древних времен жили на левом берегу реки Кии. В переводе название этого народа означает «лесной, таежный человек». Селькупы относятся к уральской малой расе, поскольку в их внешности присутствуют и монголоидные, и европеоидные черты. Во главе семьи у селькупов стоял мужчина — он занимался промыслом. В обязанности женщины входили домашние работы и воспитание детей.
Селькупы верили в духов и приносили жертвы, чтобы заручиться их поддержкой во всех делах. Поэтому особую роль в племени играли шаманы. Они были врачевателями, предсказателями, военными вождями и духовными судьями, просили духов об исцелении больных и удачной охоте.
Главным атрибутом шаманских церемоний был бубен. Он выполнял много магических функций: выступал главным «советчиком» шамана и его проводником в иные миры, а также задавал ритм ритуальных танцев и вводил в транс участников обрядов.
Бубен обладал сложной символикой. На его внешней поверхности обычно изображали вселенную с небесными светилами, высших животных, священные березы, светлых и крылатых духов, а также существ из Нижнего мира. Их могли наносить на инструмент только мужчины по указанию шамана.
Шаманские бубны делали в определенные фазы Луны в зависимости от задач, для которых был задуман инструмент. Перед тем как приступить к работе, шаман в течение трех дней не принимал животную пищу. Шкуру лося, лошади или оленя он выделывал собственноручно, а также с помощью специального обряда отправлял дух животного в небесные чертоги — чтобы бубен служил долго. Считалось, что весь процесс создания инструмента проходил при участии духов-помощников.
После смерти шамана его бубен либо укрепляли на дереве возле могилы, либо вместе с другими его вещами прятали в специально построенном маленьком домике — «доме духов». Но шаманский инструмент никогда не передавали другому человеку. Селькупы верили, что сила шамана не умирала вместе с ним, а оставалась жить в его бубне. Считали, что, если к этой силе прикоснется непосвященный, она может вызвать у него помутнение рассудка или даже убить несчастного.