Фигуру селькупа из музейной коллекции создал художник Юрий Михайлов.
Селькупами называют народ, который живет на севере Западной Сибири. Впервые он упоминается в письменных источниках XVI века. Документы гласят, что во главе семьи у селькупов стоял мужчина. Он занимался промыслом. А в обязанности женщины входили домашние работы и воспитание детей.
Основными занятиями этого народа были охота, рыболовство и собирательство. Сибирская река Кия, по берегам которой селились селькупы, была полноводной, в ней обитали крупные рыбы. По вечерам мужчины строили небольшие плоты, зажигали на них огонь и пускали по реке. Привлеченная светом рыба поднималась к поверхности, а селькупы ловили ее острогой — орудием в виде вил.
Селькупы были искусными охотниками. Их основным оружием был лук со стрелами. Мехом пушных зверей они украшали одежду, а из кожи косуль шили традиционную обувь — ичиги и унты.
Селькупы верили в духов — хозяев леса и воды. Чтобы заручиться их поддержкой, они приносили жертвы. Священными местами селькупского народа считались гора духов и озеро духов, а медведей и лосей они почитали как священных животных. Селькупы ставили деревянных идолов в виде этих зверей и поклонялись им. Особую роль в поселении селькупов играли шаманы: они лечили болезни, разрешали споры, предсказывали будущее и служили посредниками между людьми и духами.
Селькупы жили в чумах. Переносной чум диаметром до восьми-девяти метров строили, покрывая каркас из жердей корой деревьев, берестой или шкурами. Летом ставили пологи от комаров. В центре чума на земле устраивали очаг-костер, иногда устанавливали печку с трубой, дым из которой выходил через специальное отверстие между верхушками жердей каркаса. Место напротив входа в чум за очагом считалось почетным и сакральным. Пол чаще всего был земляным, иногда его застилали досками справа и слева от очага. Спали селькупы на шкурах или циновках. Обычно в чуме жили две семьи или брачные пары — например, родители с женатыми детьми.
Селькупами называют народ, который живет на севере Западной Сибири. Впервые он упоминается в письменных источниках XVI века. Документы гласят, что во главе семьи у селькупов стоял мужчина. Он занимался промыслом. А в обязанности женщины входили домашние работы и воспитание детей.
Основными занятиями этого народа были охота, рыболовство и собирательство. Сибирская река Кия, по берегам которой селились селькупы, была полноводной, в ней обитали крупные рыбы. По вечерам мужчины строили небольшие плоты, зажигали на них огонь и пускали по реке. Привлеченная светом рыба поднималась к поверхности, а селькупы ловили ее острогой — орудием в виде вил.
Селькупы были искусными охотниками. Их основным оружием был лук со стрелами. Мехом пушных зверей они украшали одежду, а из кожи косуль шили традиционную обувь — ичиги и унты.
Селькупы верили в духов — хозяев леса и воды. Чтобы заручиться их поддержкой, они приносили жертвы. Священными местами селькупского народа считались гора духов и озеро духов, а медведей и лосей они почитали как священных животных. Селькупы ставили деревянных идолов в виде этих зверей и поклонялись им. Особую роль в поселении селькупов играли шаманы: они лечили болезни, разрешали споры, предсказывали будущее и служили посредниками между людьми и духами.
Селькупы жили в чумах. Переносной чум диаметром до восьми-девяти метров строили, покрывая каркас из жердей корой деревьев, берестой или шкурами. Летом ставили пологи от комаров. В центре чума на земле устраивали очаг-костер, иногда устанавливали печку с трубой, дым из которой выходил через специальное отверстие между верхушками жердей каркаса. Место напротив входа в чум за очагом считалось почетным и сакральным. Пол чаще всего был земляным, иногда его застилали досками справа и слева от очага. Спали селькупы на шкурах или циновках. Обычно в чуме жили две семьи или брачные пары — например, родители с женатыми детьми.