До начала присоединения Западной Сибири к Русскому государству, в XV веке, на территории среднего течения Оби и ее притоков жили остяко-самоеды. Эта народность состояла из отдельных племен, не связанных между собой. Примерно с XVII века эти племена разделились на две территориальные группы: южную и северную. Название «селькупы» для них впервые ввел лингвист и этнограф Георгий Прокофьев в 1930-е годы.
В наши дни южные селькупы более ассимилированы с русским населением. Они утратили многие традиции и навыки, характерные для народов таежной зоны Западной Сибири. А северные представители народности до сих пор сохраняют старинные элементы быта, особенности питания и мировоззрения.
Основным занятием северных селькупов было оленеводство. Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — открытая спереди шуба из сшитых мехом наружу оленьих шкур. В сильные морозы поверх парки надевали сокуй — глухую верхнюю одежду из меха. Под паркой мужчины носили рубахи и штаны из ровдуги (сыромятной кожи), а женщины — домотканые платья. Пример подобного наряда можно увидеть на статуэтке селькупки, которая представлена в экспозиции музея.
Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы и унты — разновидности меховых сапог. Летом многие селькупы носили русские сапоги. Зимним головным убором был капор, а летом носили платки, повязанные в виде косынки или тюрбана.
Основу питания селькупов с древности составляла рыба. Ее употребляли в вареном, сушеном и соленом виде, квасили с кислыми ягодами, перетирали в муку. На зиму заготавливали рыбий жир. Употребляли в пищу и мясо лося, оленя, боровой и водоплавающей птицы. Селькупы выпекали лепешки из ячменной муки. В таежной зоне заготавливали кедровые орехи.
Селькупы особо почитали огонь, поскольку верили, что в нем живет особый дух — хозяйка огня. Поэтому с пламенем обращались очень бережно и даже «кормили» его той же пищей, что ели сами. С огнем у селькупов были связаны некоторые запреты: например, нельзя было ругаться на костер или сжигать в нем мусор. Верили, что, если с пламенем обходиться непочтительно, оно может разгневаться и покарать за неподобающее отношение.
В наши дни южные селькупы более ассимилированы с русским населением. Они утратили многие традиции и навыки, характерные для народов таежной зоны Западной Сибири. А северные представители народности до сих пор сохраняют старинные элементы быта, особенности питания и мировоззрения.
Основным занятием северных селькупов было оленеводство. Зимней одеждой мужчин и женщин была парка — открытая спереди шуба из сшитых мехом наружу оленьих шкур. В сильные морозы поверх парки надевали сокуй — глухую верхнюю одежду из меха. Под паркой мужчины носили рубахи и штаны из ровдуги (сыромятной кожи), а женщины — домотканые платья. Пример подобного наряда можно увидеть на статуэтке селькупки, которая представлена в экспозиции музея.
Зимней обувью мужчинам и женщинам служили пимы и унты — разновидности меховых сапог. Летом многие селькупы носили русские сапоги. Зимним головным убором был капор, а летом носили платки, повязанные в виде косынки или тюрбана.
Основу питания селькупов с древности составляла рыба. Ее употребляли в вареном, сушеном и соленом виде, квасили с кислыми ягодами, перетирали в муку. На зиму заготавливали рыбий жир. Употребляли в пищу и мясо лося, оленя, боровой и водоплавающей птицы. Селькупы выпекали лепешки из ячменной муки. В таежной зоне заготавливали кедровые орехи.
Селькупы особо почитали огонь, поскольку верили, что в нем живет особый дух — хозяйка огня. Поэтому с пламенем обращались очень бережно и даже «кормили» его той же пищей, что ели сами. С огнем у селькупов были связаны некоторые запреты: например, нельзя было ругаться на костер или сжигать в нем мусор. Верили, что, если с пламенем обходиться непочтительно, оно может разгневаться и покарать за неподобающее отношение.