Коллекцию западноевропейского искусства, собранную Алексеем Боголюбовым, можно условно поделить на две части: современных ему художников и старых мастеров. Обе части нельзя отделить от личности, творчества, от его жизни. Он был живописцем и рисовальщиком, участником современного ему художественного процесса. В этом состоит одна из особенностей коллекции, с которой начался Радищевский музей. «Общение с красками и механизмом живописи никогда не почерпывал из книг, а только из практики, сравнивая с результатами годов и действовавших на меня чужих картин», — пишет он о себе.
В Риме, Дюссельдорфе, Париже, на берегах Нормандии он находился среди художников, приехавших из различных уголков Европы и из Америки. Разнообразные и многочисленные знакомства в художественном мире отразились на составе коллекции живописи и рисунка современных Боголюбову мастеров. Одно из наиболее значительных произведений коллекции — «Прилив в Нормандии» Шарля Добиньи. Берега Нормандии — достаточно редкий мотив в творчестве Добиньи, предпочитавшего более умиротворенные равнинные пейзажи берегов Сены и Марны. Однако мало кто из живописцев того времени, стремившихся овладеть техникой передачи живой световоздушной среды, не поработал на берегах Нормандии.
Интерес к передаче времени дня, нюансов освещения, световоздушной среды в пейзажах Добиньи предвосхищает поиски импрессионистов. На картине «Прилив в Нормандии» состояние природы передано так, что можно определить время года, дня, направление ветра. Драматургия пейзажа образуется как бы естественным образом из взаимодействия природных форм. Сильный морской ветер приводит в движение море, облака, прибрежную растительность. Динамику картины развивает и усиливает ломаная диагональ береговой линии. Художнику удалось связать воедино выражение конкретного момента в жизни природы и возвышенного чувства ее бесконечности.
Боголюбов гордился работами Добиньи в своей коллекции. Он восхищался мастерством французского живописца, внимательно изучал метод живописи на открытом воздухе, применявшийся Добиньи. Своими познаниями Боголюбов делился с соотечественниками. «Молодежь стала ко мне ходить, — замечает Боголюбов возвратившись в Петербург после семилетнего путешествия по Европе. — Я им приводил мои европейские взгляды на искусство, рекомендуя писать поболее этюдов с натуры и не набросками, как у нас начинается летняя работа художников, а окончательно и сознательно».
В Риме, Дюссельдорфе, Париже, на берегах Нормандии он находился среди художников, приехавших из различных уголков Европы и из Америки. Разнообразные и многочисленные знакомства в художественном мире отразились на составе коллекции живописи и рисунка современных Боголюбову мастеров. Одно из наиболее значительных произведений коллекции — «Прилив в Нормандии» Шарля Добиньи. Берега Нормандии — достаточно редкий мотив в творчестве Добиньи, предпочитавшего более умиротворенные равнинные пейзажи берегов Сены и Марны. Однако мало кто из живописцев того времени, стремившихся овладеть техникой передачи живой световоздушной среды, не поработал на берегах Нормандии.
Интерес к передаче времени дня, нюансов освещения, световоздушной среды в пейзажах Добиньи предвосхищает поиски импрессионистов. На картине «Прилив в Нормандии» состояние природы передано так, что можно определить время года, дня, направление ветра. Драматургия пейзажа образуется как бы естественным образом из взаимодействия природных форм. Сильный морской ветер приводит в движение море, облака, прибрежную растительность. Динамику картины развивает и усиливает ломаная диагональ береговой линии. Художнику удалось связать воедино выражение конкретного момента в жизни природы и возвышенного чувства ее бесконечности.
Боголюбов гордился работами Добиньи в своей коллекции. Он восхищался мастерством французского живописца, внимательно изучал метод живописи на открытом воздухе, применявшийся Добиньи. Своими познаниями Боголюбов делился с соотечественниками. «Молодежь стала ко мне ходить, — замечает Боголюбов возвратившись в Петербург после семилетнего путешествия по Европе. — Я им приводил мои европейские взгляды на искусство, рекомендуя писать поболее этюдов с натуры и не набросками, как у нас начинается летняя работа художников, а окончательно и сознательно».