Шрифт
Цвет
Графика
Шарль-Франсуа Добиньи
Персона

Шарль-Франсуа Добиньи

Годы жизни: 1818–1878
#2

Шарль-Франсуа Добиньи — известный французский живописец и мастер офорта, представитель Барбизонской школы, предшественник импрессионизма. Главной темой его творчества были сельские пейзажи родной страны. Несмотря на множество путешествий в соседние европейские страны, ничто не вдохновляло Добиньи так, как французская природа.


Художник много писал с натуры, стремился передать природу такой, какой ее видел, без романтического приукрашивания и помещения в строгие рамки академизма. Его живописные полотна отличает созерцательность и поэтизм, а офорты — точность линий и передачи светотеневых рисунков. 

#3

Первые шаги в живописи 

#4

Шарль-Франсуа Добиньи появился на свет 15 февраля 1817 года во французской столице в творческой семье. Первыми его учителями были отец и дядя — пейзажист и миниатюрист Эдм-Франсуа и Пьер Добиньи. Будущий живописец также был студентом Жана-Виктора Бертена, Жака Реймонда Браскасса и академиста Поля Делароша, от которого он довольно скоро отмежевался. Семья художника была обеспеченная, что позволило Шарлю-Франсуа свободно путешествовать.


Поворотным моментом в творчестве Добиньи стало посещение Италии вместе с другом в 1835–1836 годах, где он много писал с натуры. После этого художник устроился на работу реставратором. В следующие годы он посетил Голландию, Испанию, побывал в Великобритании. Однако эти путешествия не оказали влияния на тематику его творчества — главной музой Добиньи по-прежнему оставалась родная Франция, чьим живописным пейзажам он посвятил большинство своих творений.


С 1838 года художник был постоянным участником Парижского Салона. В том же году вместе с собратьями по искусству Добиньи организовал коммуну. Художники разделяли стремление изображать окружающую их жизнь и природу, передавать увиденное напрямую, без прикрас.


Помимо живописных работ, Добиньи с 1840-х годов активно занимался графикой и созданием гравюр на металле — в технике офорт. Он делал иллюстрации к произведениям писателей — Виктора Гюго, Оноре де Бальзака и других современников, а также создавал самостоятельные графические пейзажи. 

#5
«Заходящее солнце», 1859 год. Ирбитский музей изобразительных искусств
#6

Барбизонская школа

#7

До 1843 года стиль художника все еще носил отпечаток традиционного академизма и его учителей. Толчком к переменам послужил переезд в Барбизон — городскую коммуну в регионе Иль де Франс на границе знаменитого леса Фонтенбло. Добиньи обосновался в этом небольшом городке для удобства работы с натурой — французской сельской природой. Именно с именем этой коммуны связано целое направление во французской живописи, которое получило имя Барбизонской школы. Ее представители проживали в Барбизоне или бывали в нем на выездных сессиях. Сообщество художников, одним из ключевых членов которого был Добиньи, объединяли творческие принципы.


Представители школы, активная фаза которой пришлась на 1830–1879 годы, стояли на реалистических позициях в отношении искусства и набирали силу в противовес господствовавшим в ту эпоху романтическим тенденциям.


Свое вдохновение живописцы черпали в работах голландских и французских мастеров пейзажа XVII века, а также современников Камиля Коро, Густава Курбе и Эжена Делакруа. Добиньи познакомился с Коро в 1852 году и тогда же заинтересовался искусством Курбе — их влияние нашло отражение в творчестве Шарля-Франсуа. Художники одного поколения, они плодотворно работали на совместных сессиях в коммуне Оптевоз. Добиньи также часто писал пейзажи из своей знаменитой лодки Ботен, где оборудовал себе рабочее место.


По сравнению с другими представителями Барбизонской школы его картины были более созерцательными и поэтичными. Он не просто стремился к реалистическому изображению натуры, но в небольших работах старался запечатлеть переходные состояния природы. В крупных же она приобретала несколько более обобщенный образ. Добиньи уделял особое внимание передаче света, поэтому некоторые его полотна написаны почти прозрачными красками и приглушенными оттенками. 

#8
#9

Позднее творчество 

#10

Наиболее успешным для художника стало десятилетие с 1864 по 1874 годы. В этот период Добиньи создавал тщательно выписанные пейзажи с лесами и рощами, реками и озерами. Исследователи его творчества заметили, что он любил добавить несколько уток — один из обязательных элементов тех полотен, которые художник считал особенно удачными: чем сильнее Добиньи нравилась работа, тем больше на ней было уток. Однако не всегда его мнение совпадало с мнением критиков и покупателей — часто лучшие, как он полагал, полотна не могли найти своего коллекционера. Художник был несколько разочарован своей судьбой в искусстве: его расстраивало то, что некоторые другие коллеги-современники стали гораздо успешнее и более востребованы. 

#11
«Прилив в Нормандии», 1869 год. Радищевский музей
#12

В 1866 году Добиньи впервые стал членом жюри Парижского Салона вместе с другом Камилем Коро. После этого он на несколько лет задержался в Лондоне, где свел знакомство с Клодом Моне, с которым они затем перебрались в Нидерланды.


По возвращении во Францию, в Оверсе, Добиньи познакомился с другим знаковым представителем импрессионизма — Полем Сезанном. Молодые художники-импрессионисты были вдохновлены талантом и живописными работами старшего коллеги, мастера пейзажа. Его широкие мазки, характерные для поздних масштабных полотен, оказали значительное влияние на формирование стилистической манеры импрессионистов.


Добиньи скончался 19 февраля 1878 года в родном Париже, где был погребен на крупнейшем городском кладбище Пер-Лашез.


У художника была целая плеяда учеников и последователей: помимо упомянутых импрессионистов, в их число входил сын Карл, несколько французских живописцев, а также несколько представителей португальской ветви Барбизонской школы. 

читать дальшескрыть
Режим просмотра
Фильтр
Сортировать
по названию (А-Я)
по названию (А-Я)
по названию (Я-А)
по популярности
по дате добавления

Связанные экспонаты

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
Содержание скрытоПоказать
%label%
%title%
%author%
%subjects_count_text%
%title%%type%