Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса

Сенокос

Время создания
1894
Размер
69x107 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#1

Александр Александрович Киселёв (1838—1911)  родился в небольшом городе Свеаборг в Финляндии в семье русского офицера, возглавлявшего местный гарнизон. Вскоре после рождения сына семья переехала в Россию. В 1852 году по существующей в семье Киселевых традиции Александр Александрович будет отдан на воспитание в Аракчеевский кадетский корпус в Новгороде, а затем зачислен в Петербургский кадетский корпус. После окончания корпуса в 1858 году А.А. Киселев поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, откуда в 1861 году он был исключен за участие в студенческих волнениях. После ухода из университета молодой Киселев начал заниматься живописью, привлекавшей его с детства. К счастью, в том же году осенью ему удается поступить вольнослушателем в Императорскую Академию художеств, а годом позже он был переведен в число учеников Академии, в мастерскую известного пейзажиста и гравера С.М. Воробьева. За время обучения получил малую серебряную медаль за пейзаж с натуры и в 1863 году — большую серебряную медаль за картину «Вид в Новгородской губернии». В 1865 году он впервые принял участие на Академической выставке, где его пейзаж «Вид из окрестностей Москвы» получил одобрение публики. Киселев окончит Академию со званием классного художника 3-й степени. Но вскоре вместе с товарищем Александр Александрович переезжает в Харьков. Там он в свободное время пишет этюды и картины, совмещая творческую деятельность со службой в Земельном банке. После переезда художник не участвовал в выставках почти десять лет.


Жизнь Александра Александровича круто изменится в середине 70-х годов, когда в Харьков приедет выставка художников-передвижников. С 1875 года, после того, как Киселев послал одно из своих пейзажных изображений окрестностей Харькова на оценку жюри Товарищества передвижников , его единогласно принимают в Товарищество. Александр Александрович переезжает в Москву с семьей и начинает заниматься творчеством профессионально. Кроме занятий живописью, художник осваивает педагогическую деятельность, давая частные уроки. В это время его работы приобретают коллекционеры, в том числе известный П.М. Третьяков и члены императорской фамилии.


В московский период (1877–1895) Киселев упорно работал над пейзажем с натуры, делая за лето по сорок-пятьдесят этюдов, он тщательно прорабатывал каждый и добивался его законченности. Вдохновением для художника-реалиста часто служили деревни, расположенные в окрестностях Москвы, Смоленская, Тульская или Калужская губернии, куда выезжала семья Киселевых на лето. Несмотря на широкий творческий диапазон, особенно Александру Александровичу удавались пейзажи «тихих уголков» русской природы, близкие передвижнической традиции. Примером изображения среднерусской природы в сочетании с академической манерой письма является пейзаж- картина с жанровым мотивом под названием «Сенокос» 1894 года, хранящаяся в нашем музее. На переднем плане картины изображен прекрасный луг, на котором работает группа крестьян. За ними открывается панорама стройных деревьев и кустарников. О творчестве А.А. Киселева прекрасно сказал его сын:

#5

Он беспредельно любил природу, в особенности полуденный свет, блеск солнечных лучей в облаках, игру светотени… Он всегда строго придерживался правды…

#4

Для его произведений характерны повествовательность и тщательная выписанность деталей, ведь художник — строгий натуралист. Обратите внимание, как материально точно выписаны каждый уголок природы, одежды, лица девушек, работающих на сенокосе и даже фигуру лошади, запряженной в телегу, можно рассмотреть подробно. Невероятно яркий и светлый колорит «Сенокоса», его ровный солнечный свет, мягко освещающий весь пейзаж, соответствуют замечанию современников Александра Александровича о том, что «большинство его картин отличались каким-то праздничным ликованием». С присущим ему жизнелюбием, художнику удавалось передать всю суть русской природы, выраженной простой и скромной красотой деревенской идиллии.


Не можем не отметить, что творчество художника особо дорого южанам, поскольку во время путешествий по России Александр Александрович неоднократно бывал и на Кавказе, природа которого поразила его. Он приобрел участок недалеко от Туапсе, на высоком берегу у скалы Кадош (ныне носящей имя Киселева), где в 1902 году построил одноэтажный домик-дачу и стал бывать там каждое лето вплоть до 1911 года. Целая серия пейзажей, посвященных Черноморскому побережью, хранится в ныне действующем доме-музее А.А. Киселева в городе Туапсе.


Художник оставил не только большое творческое наследие, создав, как считается, более 800 картин, этюдов и акварельных рисунков, но и богатое педагогическое наследие. После реорганизации Академии художеств Александр Александрович был приглашен на должность инспектора классов Высшего художественного училища при Академии и в том же году переехал в Петербург с семьей. В 1897 году он был избран и утвержден в звании профессора-руководителя пейзажной мастерской, а через два года за успехи в живописи возведен в звание академика. Мастер реалистического пейзажа и талантливый педагог, А.А. Киселев принадлежал к той школе, которая дала нам И.И. Шишкина, Е.Е. Волкова, В.Д. Орловского, М.К. Клодта и других именитых художников.И.Е. Репин, нередко тепло отзывавшийся о творчестве Александра Александровича, писал: 

#2

Его пейзажи я назвал бы самыми цельными, простыми, при всей строгости реальной правды и знания профессорски своего предмета.

И.Е. Репин
#6
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Сенокос

Время создания
1894
Размер
69x107 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском

X

Нашли опечатку?...

%title%%type%