В собрании Псковского музея творчество одного из крупнейших русских пейзажистов второй половины XIX века, художника-передвижника Александра Александровича Киселева представлено картиной «Возвращение стада. Вечер».
Будущий художник родился в семье военного, учился вначале в Аракчеевском, а затем в Петербургском кадетском корпусе. В 1858 году поступил в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, но вскоре окончательно убедился — более всего его интересует изобразительное искусство.
С 1862 года А. Киселев занимался в Академии Художеств: сначала как вольнослушающий, затем — постоянный ученик в пейзажном классе у С.М. Воробьева. На академических выставках работы художника были замечены и получили одобрение критики.
Однако после окончания учебного заведения Киселев оставляет живопись и уезжает в Харьков, где получает должность секретаря Земельного банка, гарантирующую стабильный доход семье. Поправив финансовые дела, он в 1875 году переезжает в Москву, где участвует в выставке Товарищества передвижников, становится членом Товарищества и постоянным экспонентом выставок (до 1911). Живописец много путешествует по Германии и Франции, посещает Италию, совершает творческие поездки на Кавказ.
Перечень тем, интересовавших художника, довольно разнообразен — от величественных видов Кавказа до тихих уголков родной природы.
Картина «Возвращение стада. Вечер» (1882) была приобретена из Ленинградского антиквариата в 1929 году. На полотне, сильно вытянутом по горизонтали, изображена панорама сельской местности. Удаляясь от зрителя в направлении деревни, движется стадо коров с телятами, замыкает недружный строй босоногий мальчонка-пастушок в красной рубахе. Процессия движется по разъезженной и размытой недавним дождем дороге — в лужах отражается посветлевшее небо. Выглянуло солнце, озарив теплым светом широкие пространства полей, раскинувшиеся за деревней вплоть до самого горизонта. От деревьев и строений расползаются по земле длинные, зеленовато-сизые тени. Искусная кисть художника, оставаясь правдивой, преображает простой будничный мотив, наполняя его одухотворенностью и поэтичностью.