1 / 2
С детьми
Время создания
1926—1929 гг.
Место создания
Москва; Крым
Техника
бумага, карандаш
4
Открыть в приложении#30
#2
Приметная особенность Москвы 1920-х и начала 30-х гг. — это заполненность ее бульваров и скверов матерями, отцами и нянями с маленькими детьми. Такая картина была обусловлена отнюдь не бумом деторождения, но набором совершенно прозаических причин строго противоположного свойства.
#28
Главной проблемой была растущая перенаселенность «новой столицы» при бедственном состоянии городского коммунального хозяйства и поощряемой властями коллективной форме быта.
#29
Идеализированный образ советского младенца на обложке журнала «Домашняя портниха» за апрель 1927 г. Фонд РГБИ
При теперешней тесноте наших жилищ и при тех трудностях, с которыми сопряжено поддержание в них чистого воздуха, надо как можно ранее начинать выносить ребенка на улицу, на чистый двор, на балкон или в садик, летом в ясную тихую погоду уже на восьмой — десятый день после рождения, а зимой в условиях ясной безветренного дня, недели через три, все время, конечно, считаясь с погодой.
Из статьи О. Игнатовича «Воздух, свет и солнце в жизни грудного ребенка» в «Женском журнале» за апрель 1926 г.
Из статьи О. Игнатовича «Воздух, свет и солнце в жизни грудного ребенка» в «Женском журнале» за апрель 1926 г.
#27
Бедственные условия проживания усугублялись еще и тем, что в 1921 г. при переходе к рыночным отношениям в Советской России заодно с прежней системой распределения была уничтожена и государственная забота о новорожденных. Если в годы «военного коммунизма» существовало обеспечение детским питанием (не только по карточкам, но и натурой), а также выдавалась соответствующая мануфактура, то теперь все это стало проблемой сугубо самих граждан, заводящих ребенка. Вскоре туда же, под государственный каток «режима экономии» попало финансирование детских яслей и дошкольных воспитательных учреждений.
#33
В первые годы после Октября, благодаря порыву первого революционного энтузиазма, на воспитание молодого поколения было обращено столько внимания, что некоторые иностранцы называли нашу тогдашнюю убогую, со всех сторон осажденную республику — республикой для детей. Можно было увидеть повсюду монументальные надписи о цветах жизни — детях; и мы гордились тем, что дворцы и особняки были отданы под нужды дошкольного воспитания. Энтузиазм в первых своих порывах прошел…
Из статьи Анатолия Луначарского в газете «Правда» (1 декабря 1928 г.)
#25
С развитием НЭПа правящие умы (всерьез исповедовавшие скорое отмирание «традиционной семьи») стали рассматривать ясли, детские дома и приюты не в качестве общедоступных мест, а как закрытые объекты для размещения детей, находящихся на государственном попечении. Для обычных детей, имеющих родителей (не из числа активных членов профсоюза), более не существовало каких-либо учреждений до достижения ими восьмилетнего возраста, требуемого для зачисления в первую (младшую) группу народной школы 1-й ступени.
#9
Если мать обращается в ясли или в детский дом, в настоящее время ей отвечают: «у этого ребенка есть мать, а мы берем круглых сирот». Они по-своему правы: конечно, в первую очередь приходится устраивать совсем бесприютных.
Из сборника «Каким должен быть коммунист? Старая и новая мораль». 1926 г.
#26
Под влиянием всех этих факторов материнство обрекало женщину на крепостную зависимость, что резко противоречило курсу публичной политики, декларируемому коммунистической властью. «Приправленная» законодательными перекосами в сфере семьи и брака, суровая реальность оставляла перед простым выбором: либо нанимать домработницу (так теперь следовало называть прислугу) или няню — для поддержания возможности учиться и работать, либо — вовсе не иметь ребенка.
#12
Счастливая москвичка, отдающая ребенка в ясли, на обложке журнала «Огонек» за март 1927 г. Фонд РГБИ
Для исправления ситуации требовались ясли и детские сады, принимающие детей на присмотр до возвращения родителей с работы. С 1926 г. такого рода государственные учреждения начали создавать за счет постепенного сокращения постоянных ясель, детских домов-приютов и домов ребенка. Крупным предприятиям было рекомендовано иметь собственные ясли, «детские очаги» и детские дома (либо летние дачи). В следующем 1927 г., (пока только в Москве) набирают слушателей первые в СССР курсы для матерей и отцов — «Курсы педагогики и гигиены молодой семьи».
#23
Все принимаемые меры были страшно запоздалыми и слабыми по размаху. Поэтому власти ухватились за идею уговорить граждан самоорганизоваться и самим попытаться закрыть провалы, допущенные государством.
#24
Сейчас особо важно мобилизовать общественность на устройство яслей и детсадов.
Надежда Крупская, организатор общества «Друг детей» (1927 г.)
#16
Матери и няни с детьми на предварительном отборе конкурса, организованного Мосздравотделом. Фото из журнала «Прожектор» за май 1927 г. Фонд РГБИ
Замысел состоял в том, чтобы группы семей и местные коллективы «проявили сознательность» и своими силами (целиком за счет собственных средств) позаботились о создании зимних и летних детских площадок, дневных и вечерних комнат при клубах, детских уголков, а также импровизированных детсадов и детских комнат при жилтовариществах.
#31
Открывшийся в Москве в декабре 1928 г. IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию констатировал «убийственно мизерный» рост дошкольного сектора системы народного образования. В качестве одной из главных задач съезд выдвинул пропаганду идей «кооперирования населения в деле создания детских садов».
#15
Образ «дежурной матери», пропагандируемый с обложки «Женского журнала» за декабрь 1927 г. Фонд РГБИ
Однако цифры говорят нам, что только ½% общего количества детей нашей страны (то есть 1 ребенок из 200) обслуживается детскими садами. […] Особенно важно помнить матерям, что в ближайшее время государство не сможет охватить своими детсадами большинство детей дошкольного возраста. Поэтому советская общественность и само население, то есть семья должны проявить максимальную инициативу в деле организации детских групп для дошкольников.
Из статьи «Создадим новую культуру людей» в «Женском журнале» за март 1929 г.
#14
На рисунках П.П. Пашкова умело запечатлены сцены прогулок московских детей с сопровождающими их взрослыми, в которых угадываются как родители, так и няни с кормилицами, а где и — кухарки-домработницы, либо приставленные к импровизированным детским группам «дежурные матери». Летнюю и зимнюю атмосферу улиц, дворов и бульваров Москвы оттеняют отдельные сюжеты, подсмотренные художником в курортных районах Крыма.
#11
Няни и мамы, прогуливающие грудных детей на Гоголевском бульваре. Справа писатели И. Ильф и Е. Петров. Начало 1930-х гг. Фото Е. Лангмана. Из книги «Москва и москвичи в фотографиях Ильи Ильфа». Фонд РГБИ
#32
Российская государственная библиотека искусств
читать дальшескрыть
С детьми
Время создания
1926—1929 гг.
Место создания
Москва; Крым
Техника
бумага, карандаш
4
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться