Шрифт
Цвет
Графика
Российская государственная библиотека искусств

Зарисовки с натуры без ведома натуры

архив
Fri Apr 21 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)Sat Aug 26 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)
#4
В виртуальную выставку собраны карандашные эскизы из коллекции работ замечательного художника Павла Павловича Пашкова — одного из основателей Российской государственной библиотеки искусств. 
#11
Пригласительный билет на очередную выставку зарисовок П.П. Пашкова в ГТБ. 1930 г. Фонд РГБИ
Сформированная еще в 2022 г. экспозиция связана с тремя знаковыми событиями: 100-летием библиотеки, 150-летием самого художника и 95-летием «выставок оригинальных зарисовок» П.П. Пашкова (первая из которых прошла в стенах Государственной театральной библиотеки в 1927 г.). 
#12
Павел Павлович Пашков (1872—1952) — талантливый график и живописец, педагог, научный консультант, по мнению современников — прекрасный лектор, человек с безупречным художественным вкусом, мастер своего дела, знаток изобразительного материала.
#13
Павел Павлович Пашков
Родился в семье иконописца (Иконописная мастерская П.П. Пашкова), по семейной традиции (как старший сын) получил имя Павел. После окончания в 1890 г. Строгановского Центрального училища технического рисования, остался в нем в качестве преподавателя. Преподавая в Строгановке в течение 28 лет, помимо живописи акварелью и рисунка Павел Павлович вел курсы по творческому рисованию, композиции, стилизации, уделял особое внимание воспитанию художников декоративного и прикладного искусства. Получив в 1921 г. от А.А. Фомина приглашение перейти на работу в Драматические мастерские при Малом театре, Пашков начал читать лекции по истории материальной культуры, костюму и манерам.
#6
С момента образования Московского текстильного института в 1930 г. Пашков преподавал в нем историю орнамента и костюма. Он учил студентов любить и понимать книгу, гравюру, фотографию, находить в них информацию, которая могла бы помочь в работе художника. П.П. Пашков был среди организаторов студенческой выездной научно-исследовательской практики по селам России, в ходе которой происходил сбор музейного материала. В этих экспедициях собирались образцы ткани, орнаменты, элементы мебели и характерные предметы обихода. Позже он пополнил коллекцию рисунками предметов народного быта и костюма из которых сформировал первые тематические подборки изобразительных материалов, и использовал их в работе с художниками театра и кино. П.П. Пашков стал одной из знаковых фигур Российской государственной библиотеки искусств (бывшая Театральная библиотека), где проработал с 1924 по 1952 г. Он был заведующим отделами: истории искусства, истории бутафории, декоративного искусства, истории костюма, с 1934 по 1947 г. возглавлял Отдел внешнего оформления спектакля. 
#19
Формируя фонд изобразительных материалов ГТБ, Пашков целенаправленно отбирал информацию, способную помочь работникам театра и кино сформировать визуальную концепцию спектакля или фильма. Будучи профессиональным художником, Павел Павлович нередко предоставлял посетителям библиотеки собственные рисунки, в том числе, и выразительные наброски разнообразных человеческих фигур из своего личного архива, систематически пополняемого в свободные минуты мгновенными зарисовками любой случайно подвернувшейся натуры. 
#20
Репортаж о выставке работ Павла Пашкова в журнале «Жизнь искусства» за апрель 1928 г. Фонд РГБИ
#15
Серии карандашных «снимков» случайных людей, запечатленных в интерьерах, на улицах, в скверах, не раз послужили материалом для актеров, моделирующих характер типажа, развивающих пластическую культуру. Эта коллекция личных наблюдений П.П. Пашкова, включавшая в себя более одной тысячи рисунков и названная им самим «Зарисовки с натуры, без ведома натуры», оказалась важным подспорьем и для театральных художников, интересующимся разнообразием мимики, жестов и костюма.
#18
Блестящая мимика, живость захваченных врасплох поз, — все это богатый и ценный арсенал крайне полезного актеру материала.
Еженедельный журнал «Рабис» (1928 г. № 15) об очередной выставке зарисовок Павла Пашкова
#25
Идеализированный образ модно одетой московской пары на обложке журнала «Домашняя портниха» за март 1927 г. Неизвестный художник. Фонд РГБИ
Свои зарисовки П.П. Пашков создавал в период с 1925 по 1930 г. С точки зрения культуры городского быта СССР это была поистине удивительная пора. Именно в 20-е годы, благодаря временной «реставрации капитализма» (НЭП) советские граждане попробовали на вкус многие свободы, в том числе, и свободу хорошо одеваться. И хотя к концу «буйного десятилетия» в стране было резко усилен идеологический контроль и ограничено частное предпринимательство, осталось не побежденным стремление «народных масс» активно приобщаться к мировой моде. 

#26
С точки зрения социального портрета эпоха «развитого НЭПа» породила огромное разнообразие визуальных людских характеристик с ярчайшими контрастами в отношении костюма. Обращавшимся к зарисовкам проницательного скетчиста мастерам Малого театра удавалось находить среди них дающие основу для образов представителей самых разных общественных слоев — не только с привязкой к периоду 20-х годов, но и далеко за его пределами.
#17
Зарисовки Пашкова и их специфическая польза в театральной работе заключается в том, что художник отмечает именно то, что ловит его взгляд и чего может не заметить, не наблюсти разбрасывающийся взгляд артиста и режиссера. Наш театр в целых постановках и в ряде отдельных затруднительных случаев, прибегал к помощи готовых на услуги «пашковских папок», и все, что было почерпнуто оттуда, в походке, в позе, в отдельных манерах держать трость или носить пенсне — получилось ярко и убедительно.
Федор Каверин (1897 — 1957) — режиссер Малого театра, Заслуженный деятель искусств РСФСР
#21
Создавая свои мгновенные зарисовки, художник стремился расставить акценты на отдельных жестах, характерных позах и ракурсах случайно увиденных и запечатленных им людей, но результат работы естественным образом впитал в себя доподлинные особенности деталей костюма, аксессуаров и предметов быта середины 20-х. В силу этих достоинств сегодня, спустя столетие, сохранившиеся визуальные заметки Пашкова становятся вдвойне интересными. 
#27
Карандашные эскизы, по праву называемые в среде коллекционеров «энциклопедией НЭПа», (в количестве около 600 единиц) поступили в фонд РГБИ в составе большой коллекции графических работ П.П. Пашкова (всего примерно 1000 единиц) в 2011 г. Условное деление по темам произведено на основе названий авторских циклов, фиксируемых на персональных выставках художника: «Вихрастые», «Глядят», «Женские уборы головы», «Заседают», «Играют», «Маски», «Матери», «Мужские уборы головы», «Няньчат», «Ожидают», «Очкастые», «Прически», «Проблема пола», «Пьют-едят», «Работают», «Разговаривают», «Слушают», «Спят», «Читают» и «Нудизм в целях лечения». В предлагаемой виртуальной экспозиции задействованы образы 188 подлинных эскизов П.П. Пашкова.
#23
читать дальшескрыть
Российская государственная библиотека искусств
Телефон
+7 (495) 692–06–53
Официальный сайт
http://liart.ru/
Адрес
Москва, ул. Большая Дмитровка, 8/1
Посмотреть на карте
Дополнительная информация
Время работы: Понедельник — суббота с 11.00 до 20.00 Четверг с 11.00 до 21.00
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Адрес
Открыть в приложении

Каталог выставки

Каталог

Режим просмотра
следующие
Изучили все экспонаты?
 для любителей искусства!
Начать тест
Узнать больше о викторине
Станьте первым. 
Оставьте отзыв  о выставке

Находится в коллекциях

Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%
%title%
%title%%type%