В виртуальную выставку собраны карандашные эскизы из коллекции работ замечательного художника Павла Павловича Пашкова — одного из основателей Российской государственной библиотеки искусств.
Российская государственная библиотека искусств
Зарисовки с натуры без ведома натуры
архив
Fri Apr 21 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)—Sat Aug 26 2023 00:00:00 GMT+0300 (Moscow Standard Time)#4
#11
Пригласительный билет на очередную выставку зарисовок П.П. Пашкова в ГТБ. 1930 г. Фонд РГБИ
Сформированная еще в 2022 г. экспозиция связана с тремя знаковыми событиями: 100-летием библиотеки, 150-летием самого художника и 95-летием «выставок оригинальных зарисовок» П.П. Пашкова (первая из которых прошла в стенах Государственной театральной библиотеки в 1927 г.).
#12
Павел Павлович Пашков (1872—1952) — талантливый график и живописец, педагог, научный консультант, по мнению современников — прекрасный лектор, человек с безупречным художественным вкусом, мастер своего дела, знаток изобразительного материала.
#13
Павел Павлович Пашков
Родился в семье иконописца (Иконописная мастерская П.П. Пашкова), по семейной традиции (как старший сын) получил имя Павел. После окончания в 1890 г. Строгановского Центрального училища технического рисования, остался в нем в качестве преподавателя. Преподавая в Строгановке в течение 28 лет, помимо живописи акварелью и рисунка Павел Павлович вел курсы по творческому рисованию, композиции, стилизации, уделял особое внимание воспитанию художников декоративного и прикладного искусства. Получив в 1921 г. от А.А. Фомина приглашение перейти на работу в Драматические мастерские при Малом театре, Пашков начал читать лекции по истории материальной культуры, костюму и манерам.
#6
С момента образования Московского текстильного института в 1930 г. Пашков преподавал в нем историю орнамента и костюма. Он учил студентов любить и понимать книгу, гравюру, фотографию, находить в них информацию, которая могла бы помочь в работе художника. П.П. Пашков был среди организаторов студенческой выездной научно-исследовательской практики по селам России, в ходе которой происходил сбор музейного материала. В этих экспедициях собирались образцы ткани, орнаменты, элементы мебели и характерные предметы обихода. Позже он пополнил коллекцию рисунками предметов народного быта и костюма из которых сформировал первые тематические подборки изобразительных материалов, и использовал их в работе с художниками театра и кино. П.П. Пашков стал одной из знаковых фигур Российской государственной библиотеки искусств (бывшая Театральная библиотека), где проработал с 1924 по 1952 г. Он был заведующим отделами: истории искусства, истории бутафории, декоративного искусства, истории костюма, с 1934 по 1947 г. возглавлял Отдел внешнего оформления спектакля.
#19
Формируя фонд изобразительных материалов ГТБ, Пашков целенаправленно отбирал информацию, способную помочь работникам театра и кино сформировать визуальную концепцию спектакля или фильма. Будучи профессиональным художником, Павел Павлович нередко предоставлял посетителям библиотеки собственные рисунки, в том числе, и выразительные наброски разнообразных человеческих фигур из своего личного архива, систематически пополняемого в свободные минуты мгновенными зарисовками любой случайно подвернувшейся натуры.
#20
Репортаж о выставке работ Павла Пашкова в журнале «Жизнь искусства» за апрель 1928 г. Фонд РГБИ
#15
Серии карандашных «снимков» случайных людей, запечатленных в интерьерах, на улицах, в скверах, не раз послужили материалом для актеров, моделирующих характер типажа, развивающих пластическую культуру. Эта коллекция личных наблюдений П.П. Пашкова, включавшая в себя более одной тысячи рисунков и названная им самим «Зарисовки с натуры, без ведома натуры», оказалась важным подспорьем и для театральных художников, интересующимся разнообразием мимики, жестов и костюма.
#18
Блестящая мимика, живость захваченных врасплох поз, — все это богатый и ценный арсенал крайне полезного актеру материала.
Еженедельный журнал «Рабис» (1928 г. № 15) об очередной выставке зарисовок Павла Пашкова
#25
Идеализированный образ модно одетой московской пары на обложке журнала «Домашняя портниха» за март 1927 г. Неизвестный художник. Фонд РГБИ
Свои зарисовки П.П. Пашков создавал в период с 1925 по 1930 г. С точки зрения культуры городского быта СССР это была поистине удивительная пора. Именно в 20-е годы, благодаря временной «реставрации капитализма» (НЭП) советские граждане попробовали на вкус многие свободы, в том числе, и свободу хорошо одеваться. И хотя к концу «буйного десятилетия» в стране было резко усилен идеологический контроль и ограничено частное предпринимательство, осталось не побежденным стремление «народных масс» активно приобщаться к мировой моде.
#26
С точки зрения социального портрета эпоха «развитого НЭПа» породила огромное разнообразие визуальных людских характеристик с ярчайшими контрастами в отношении костюма. Обращавшимся к зарисовкам проницательного скетчиста мастерам Малого театра удавалось находить среди них дающие основу для образов представителей самых разных общественных слоев — не только с привязкой к периоду 20-х годов, но и далеко за его пределами.
#17
Зарисовки Пашкова и их специфическая польза в театральной работе заключается в том, что художник отмечает именно то, что ловит его взгляд и чего может не заметить, не наблюсти разбрасывающийся взгляд артиста и режиссера. Наш театр в целых постановках и в ряде отдельных затруднительных случаев, прибегал к помощи готовых на услуги «пашковских папок», и все, что было почерпнуто оттуда, в походке, в позе, в отдельных манерах держать трость или носить пенсне — получилось ярко и убедительно.
Федор Каверин (1897 — 1957) — режиссер Малого театра, Заслуженный деятель искусств РСФСР
#21
Создавая свои мгновенные зарисовки, художник стремился расставить акценты на отдельных жестах, характерных позах и ракурсах случайно увиденных и запечатленных им людей, но результат работы естественным образом впитал в себя доподлинные особенности деталей костюма, аксессуаров и предметов быта середины 20-х. В силу этих достоинств сегодня, спустя столетие, сохранившиеся визуальные заметки Пашкова становятся вдвойне интересными.
#27
Карандашные эскизы, по праву называемые в среде коллекционеров «энциклопедией НЭПа», (в количестве около 600 единиц) поступили в фонд РГБИ в составе большой коллекции графических работ П.П. Пашкова (всего примерно 1000 единиц) в 2011 г. Условное деление по темам произведено на основе названий авторских циклов, фиксируемых на персональных выставках художника: «Вихрастые», «Глядят», «Женские уборы головы», «Заседают», «Играют», «Маски», «Матери», «Мужские уборы головы», «Няньчат», «Ожидают», «Очкастые», «Прически», «Проблема пола», «Пьют-едят», «Работают», «Разговаривают», «Слушают», «Спят», «Читают» и «Нудизм в целях лечения». В предлагаемой виртуальной экспозиции задействованы образы 188 подлинных эскизов П.П. Пашкова.
#23
Российская государственная библиотека искусств
читать дальшескрыть
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Адрес
Открыть в приложении
Поделиться