Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Зарисовки с натуры без ведома натуры»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Женские уборы головы

Время создания
1926—1930 гг.
Место создания
СССР
Техника
бумага, карандаш
6
Открыть в приложении
#42

Женские уборы головы

#3
В первые годы Советской власти было сложно говорить о тенденциях в женской моде. Модельный ряд готового платья и белья, которыми «снабжались» горожане через госторговлю, был предельно беден и не включал в себя дамских шляп — их приобретали на «толкучках» или шили самостоятельно из подручных материалов. 
#5
После 1917 года шляпа в России могла стать опасным сословным знаком. Так началась эпоха кепок и платочков.
Из статьи Раисы Кирсановой «Все дело в шляпе» в журнале «Родина» (2003 г. № 7)
#8
#10
Иллюстрации Вадима Рындина к книге Николая Новлянского «Искусство грима» (М.: Теакинопечать, 1930). Фонд РГБИ
#21
С началом эпохи НЭПа текстильные, швейные и обувные фабрики в СССР начали активно переходить с военного на гражданский ассортимент, стали открываться новые, в том числе, частные производства. И, несмотря на то, что одежда большинства советских женщин в первой половине 1920-х гг. часто не блистала разнообразием фасонов, в городской обиход уже уверенно возвращались изящные модели шляп.
#39
Во времена военного коммунизма этого не было. Тогда все старались присоединиться, быть похожими на пролетария…
Из открытого письма в редакцию «Женского журнала». (Ноябрь 1926 г.)
#23
Дамские шляпы на задней обложке журнала «Журнал для женщин». Январь 1926 г. Фонд РГБИ
В 1922 г. дамские шляпки начали свое триумфальное шествие в массы со страниц появляющихся частных периодических изданий (многие из которых вели свою историю еще с дореволюционных времен): «Журнал для женщин», «Вестник моды», «Журнал для хозяек», «Моды», «Новости моды», «Домашняя портниха» и других. Ежемесячный журнал «Последние моды» (основанный на переводах из «Le Petit Journal») в каждом номере помещал рубрику «Урок шляпницы» с подробным иллюстрированным руководством по изготовлению актуальных в Париже моделей дамских шляп.
#43
Названиям двух из вышеперечисленных частных журналов не посчастливилось очутиться в тексте Постановления Оргбюро ЦК ВКП (б) от 1 марта 1926 г. «Об очередных задачах партии по работе среди работниц и крестьянок». В его XIII разделе («Печать») была отмечена «необходимость борьбы с влиянием частных изданий типа „Журнал для женщин“, „Журнал для хозяек“ и др.». Оба упомянутых журнала через короткое время были закрыты, а уже в апреле 1926 г. Акционерное издательское общество «Огонек» (подведомственное Наркомату просвещения РСФСР) выпустило первый номер нового ежемесячного иллюстрированного модного издания. 
#44
Модные шляпки на цветной вкладке «Женского журнала» (печатного органа Наркомпроса РСФСР) за октябрь 1926 г. Фонд РГБИ
«Женский журнал» — так назывался этот государственный орган печати — хоть и открывался статьей наркома здравоохранения РСФСР Н.А. Семашко, — под видом критики чересчур подробно знакомил с  «уклонами моды Запада» и на поверку оказался не более идейным, чем его частные конкуренты. Поддерживая их традиции, «Женский журнал» снабжал подписчиц бесплатными кроильными приложениями, к лету 1926 г. обзавелся цветными вкладками, после чего уже уверенно занял свое место в пропаганде зарубежной дамской моды и изысканных шляп.
#37
Появившийся в 1927 г. тоже поначалу черно-белый и тоже государственный (подведомственный ЦИК СССР) журнал «Четыре сезона» начинал с противопоставления мод Парижа и Москвы. Вступительная статья его первого выпуска бойко громила французские модные журналы. Со ссылками на того же Н.А. Семашко настоятельно утверждалось, что народный костюм вырабатывался веками и «нашел самые простые, гигиенические и удобные формы». В своих первых номерах журнал «Четыре сезона» также пропагандировал максимально широкое ношение косынок всеми женщинами страны «от гранитов Карелии до песков Туркестана».
#38
Пропаганда «небуржуазной» моды на развороте весеннего 1927 г. выпуска журнала «Четыре сезона» (приложение к журналу «30 дней») с фотографиями Романа Кармена:
1. Работница. 2. Работница. 3. Советская служащая (секретарша). 4. Советская служащая (машинистка). 5. Советская служащая (счетовод). 6. Художница. 7. Домашняя хозяйка. 8. Артистка. Фонд РГБИ
#35
Шляпы-клош, скрывающие половину лица, (вверху страницы) на задней обложке журнала «Домашняя портниха». Лето 1927 г. Фонд РГБИ
Вспомним, как еще недавно носили шляпы нелепые, огромные: целые вороха соломы, лент, блесток, перьев и искусственных цветов, проткнутые аршинными булавками, которые угрожали рядом идущим; или даже шляпы современных модниц, натягивавшиеся на голову чуть ли не по шею, в лучшем случае позволявшие видеть лишь ярко накрашенные полоски губ, когда, в конце концов, трудно было сказать, идет ли модница по делу или играет в жмурки.
Из статьи «Носите косынку!» в журнале «Четыре сезона» (осень 1927 г.)
#40
Витрина магазина дамских шляп на иллюстрации Александра Дейнеки для журнала «Прожектор» за июнь 1927 г. Фонд РГБИ
Стремление горожанок к моде и соответствующее ему встречное движение, удовлетворяющее этот спрос, было не унять, поэтому к концу своего первого года издания журнал «Четыре сезона» уже мало в чем уступал своим конкурентам — самым раскованным частным модным журналам. Необходимое внимание актуальным моделям шляп и модным прическам были вынуждены уделять даже партийно-государственные массовые общественно-политические издания для женщин — несмотря на непрекращающиеся попытки обуздать бьющие через край буржуазные тенденции.
#45
Модные прически и шляпы на вкладке специального номера журнала «Искусство одеваться» (осенний сезон 1928 г.). Фонд РГБИ
В январе 1928 г. начал выходить иллюстрированный журнал мод «Искусство одеваться» (орган Ленинградского совета депутатов). Первый номер открывала статья наркома просвещения РСФСР А.В. Луначарского «Своевременно ли подумать рабочему об искусстве одеваться?», помещенная на общем развороте с изображениями двух ультрамодных моделей фетровых шляпок и других дамских аксессуаров. Весь недолгий период до своего закрытия в 1929 г. «Искусство одеваться» был жизнерадостным аполитичным журналом, идущим в ногу с мировой модой.
#36
Замыслы победить западное влияние, создав собственную «советскую моду», потерпели крах. Даже полное сворачивание НЭПа (достигнутое к началу 1930-х гг.) не повлияло на ценностные представления граждан об отправных точках в вопросах выбора приличной одежды, прически и модных аксессуаров.
#31
Вопрос о нашей советской моде стоит чрезвычайно остро. До сих пор мы являлись потребителями измышлений западно-европейских мододателей — всевозможных «ателье мод» и прочих модных учреждений. Мы, по крайней мере многие и очень многие из нас, — слепо следовали по стопам моды, подчиняясь ее изменчивым, часто нелепым капризам. В области создания новой советской моды, отвечающей требованиям современной жизни, мы до сих пор не проявили никакой инициативы.
Пути современной моды. Журнал «Четыре сезона» (лето-осень 1928 г.)
#19
Головные уборы женщин, окружавших П.П. Пашкова, явно не оставляли его равнодушными: своими зарисовками он «вел учет» модных и не очень предметов одежды и аксессуаров, которые так ясно отражали характер и социальное положение горожанок. Выбирая ракурсы он сумел рассказать о головных уборах, как о предметах «с характером».
#18
Москва была наполнена самыми разными женскими типажами. Невероятно разнообразными были их головные уборы: всевозможные шляпы, косынки, кепки, банты — побогаче, победнее, самодельные, покупные, современные или в отжившем стиле. Пашков только успевал доставать блокнот и карандаш. В коллекции РГБИ находятся десятки выполненных им зарисовок женских головных уборов и женских причесок, датируемых 1926–1930 гг.
#41
читать дальшескрыть

Женские уборы головы

Время создания
1926—1930 гг.
Место создания
СССР
Техника
бумага, карандаш
6
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%