Василий Андреевич Тропинин — русский живописец, мастер романтического и реалистического портрета. Родился в 1776 году в Новгородской губернии в семье крепостного крестьянина, принадлежащего А.С. Миниху. Около 1793 года перешел во владение И.И. Моркова. И лишь в 1823 году в возрасте 47 лет художник получил вольную грамоту. Художественное ремесло Василий Тропинин постигал в мастерской профессора С.С. Щукина в Академии художеств.
Первую половину ХIХ века по праву называют золотым веком портретного искусства. Гордость коллекции — «Портрет неизвестного в черном сюртуке» 1838 года работы В.А. Тропинина. Это зрелая пора искусства мастера. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам, и должен выявлять достоинства человека.
Тропинин жил и работал в Москве, поэтому не принимал участия в академических выставках и остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с петербургской Академией художеств и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Он пользовался славой лучшего портретиста как у заказчиков, так и у профессионалов. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник».
В 1830-е годы портрет окончательно упрочился как основной жанр в творчестве Тропинина. Определились образные и технические приемы, композиционные схемы — словом, все то, что делает тропининские произведения уникальными и узнаваемыми. Художник создал целую галерею образов своих современников. В атмосфере портрета есть та характерная для автора естественность, что отличает многие его работы, часто находящиеся как будто на грани портрета и жанра. Запоминается не только выразительное лицо, обращенное к зрителю, но и мастерство, с которым художник сумел передать фактуру сукна, переливы шелка банта, блеск металла, тончайшую паутину кружева. В данном портрете эстетические вкусы эпохи счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.
Первую половину ХIХ века по праву называют золотым веком портретного искусства. Гордость коллекции — «Портрет неизвестного в черном сюртуке» 1838 года работы В.А. Тропинина. Это зрелая пора искусства мастера. Художник всегда доброжелательно относился к своим моделям. Он писал людей в добром расположении духа, в лучшие минуты их жизни. Тропинин полагал, что портрет пишется на века, на память потомкам, и должен выявлять достоинства человека.
Тропинин жил и работал в Москве, поэтому не принимал участия в академических выставках и остался почти не замеченным критикой, связанной в основном с петербургской Академией художеств и ее показами. Однако это обстоятельство вовсе не помешало его признанию. Он пользовался славой лучшего портретиста как у заказчиков, так и у профессионалов. Карл Брюллов, отказываясь писать портреты москвичей, говорил: «У вас есть собственный превосходный художник».
В 1830-е годы портрет окончательно упрочился как основной жанр в творчестве Тропинина. Определились образные и технические приемы, композиционные схемы — словом, все то, что делает тропининские произведения уникальными и узнаваемыми. Художник создал целую галерею образов своих современников. В атмосфере портрета есть та характерная для автора естественность, что отличает многие его работы, часто находящиеся как будто на грани портрета и жанра. Запоминается не только выразительное лицо, обращенное к зрителю, но и мастерство, с которым художник сумел передать фактуру сукна, переливы шелка банта, блеск металла, тончайшую паутину кружева. В данном портрете эстетические вкусы эпохи счастливо совпали с особенностями дарования художника, поэтически воспринимающего жизнь.