Александр Дмитриевич Олсуфьев (1790–1853) — старший сын статского советника Дмитрия Адамовича Олсуфьева и Дарьи Александровны, урожденной де Лицыной. Александр Олсуфьев получил образование на дому, после чего начал свою службу в Московском архиве Коллегии иностранных дел. В 1812 году он попросил откомандировать его в действующую армию, где во время Бородинского сражения оказался в самой гуще битвы — на Багратионовых флешах (специальных укреплениях, которые обороняли войска генерала Петра Ивановича Багратиона). Как дипломатический чиновник, граф Олсуфьев должен был находиться в селе Семеновском, но ему была уготована иная судьба: когда был ранен Багратион, Олсуфьев вынес его на руках с поля боя, а затем сопровождал раненого в Москву. От Багратиона в знак благодарности он получил табакерку с миниатюрным портретом и заключенной в крышке прядью волос полководца. Молодой офицер в чине штаб-ротмистра продолжил службу в Ахтырском гусарском полку, участвовал в заграничных походах. После того как полк из-за тяжелых потерь был переформирован, он служил в лейб-гвардии Конно-егерском полку, откуда после полученных ранений уволился в 1817 году. Героический образ Олсуфьева послужил, по одной из версий, одним из прототипов Пьера Безухова в романе Льва Толстого «Война и мир».
Александр Олсуфьев был дважды женат. Первый брак был заключен с Марией Павловной Кавериной, а после ее ранней смерти граф женился во второй раз на вдове Карла Антоновича де Бальмена — Марии Васильевне, урожденной Нарышкиной.
Анри-Франсуа Ризенер написал портрет Олсуфьева уже после того, как тот оставил военную карьеру. В 1817 году в чине штабс-капитана он вышел в отставку из-за расстроенного ранами здоровья и поселился в Москве. Его прическа соответствует моде начала XIX века. Мужские парики окончательно ушли в прошлое, уступив дорогу отдельным прядям и завиткам, причесанным с некоторой небрежностью, что придавало образу романтичность и ощущение свободы. В своей работе Ризенер показал героя светским человеком с мечтательным, добрым взглядом и легким румянцем на щеках.
В реальной жизни Олсуфьев не был романтическим мечтателем, каким мы видим его на портрете. Будучи энергичным и мужественным человеком, он предпочел дипломатическому поприщу — военное. Портрет Александра Дмитриевича Олсуфьева написан в стиле раннего романтизма. Ризенер, следуя традициям романтической стилистики, написал портрет на фоне пейзажа — темного, неспокойного грозового неба, затянутого облаками, чем подчеркнул общее настроение картины: образ человека, чувства которого перекликаются с состоянием природной стихии.
Александр Олсуфьев был дважды женат. Первый брак был заключен с Марией Павловной Кавериной, а после ее ранней смерти граф женился во второй раз на вдове Карла Антоновича де Бальмена — Марии Васильевне, урожденной Нарышкиной.
Анри-Франсуа Ризенер написал портрет Олсуфьева уже после того, как тот оставил военную карьеру. В 1817 году в чине штабс-капитана он вышел в отставку из-за расстроенного ранами здоровья и поселился в Москве. Его прическа соответствует моде начала XIX века. Мужские парики окончательно ушли в прошлое, уступив дорогу отдельным прядям и завиткам, причесанным с некоторой небрежностью, что придавало образу романтичность и ощущение свободы. В своей работе Ризенер показал героя светским человеком с мечтательным, добрым взглядом и легким румянцем на щеках.
В реальной жизни Олсуфьев не был романтическим мечтателем, каким мы видим его на портрете. Будучи энергичным и мужественным человеком, он предпочел дипломатическому поприщу — военное. Портрет Александра Дмитриевича Олсуфьева написан в стиле раннего романтизма. Ризенер, следуя традициям романтической стилистики, написал портрет на фоне пейзажа — темного, неспокойного грозового неба, затянутого облаками, чем подчеркнул общее настроение картины: образ человека, чувства которого перекликаются с состоянием природной стихии.