Мария Васильевна Олсуфьева (1791–1863) — дочь генерал-майора Василия Сергеевича Нарышкина и Анны Ивановны, урожденной Воронцовой. Первым супругом Марии был генерал-майор граф Карл Антонович де Бальмен, умерший достаточно молодым. Овдовев в 1812 году, Мария Васильевна на протяжении нескольких лет жила в Лондоне у своего двоюродного дяди, русского посла, графа Семена Романовича Воронцова. После она снова вышла замуж — за Александра Дмитриевича Олсуфьева (1790–1853), героя Отечественной войны 1812 года и заграничных походов русской армии. Для него это также был второй брак.
Портрет Олсуфьевой написан французским художником Анри-Франсуа Ризенером в 1820–1821 годах, когда Мария Васильевна проживала в Москве. Работы живописца достаточно высоко оценивались Стендалем, и он советовал «обращаться к нему тем женщинам, у которых выразительности в лице больше, чем красоты». Эту цитату можно отнести и к портрету Марии Олсуфьевой. Ее небольшие глаза серого цвета, крутой лоб, выступающий вперед подбородок говорят о том, что художник не приукрашивал модель, что не помешало сделать ее достаточно привлекательной.
Портреты Марии Васильевны и Александра Дмитриевича Олсуфьевых (также из коллекции Зарайского кремля) на первый взгляд кажутся парными. Они одинакового размера, имеют один формат, лица развернуты друг к другу, тональность и красочная гамма, мягкая и сдержанная, тоже близки. Однако есть и отличия, заставляющие усомниться в том, что они задуманы в качестве парных. Обычно на парных портретах фигуры и лица давались одинаковыми по размеру, но в этом случае на мужском портрете они несколько крупнее. Предположение, что портреты могли быть заказаны в качестве свадебных или супружеских, также опровергается внешними особенностями. Александр Дмитриевич Олсуфьев позировал художнику в венгерке, а Мария Васильевна — в темно-лиловом, лишенном украшений наряде вдовы, и портрет ее правильнее было бы назвать портретом Марии Бальмен, так как в момент его создания в 1820–1821 годах она еще не была Олсуфьевой. Скорее такую внешнюю схожесть двух портретов можно отнести к особенностям стиля, в котором работал живописец Анри-Франсуа Ризенер.
«Парными» портреты стали считаться после того, как попали в дом Олсуфьева. Мария Васильевна изображена в скромном платье с белым кружевом на фоне сумеречного неба и размытого пейзажа, что подчеркивает романтическую стилистику портрета, как и заметный румянец героини.
Портрет Олсуфьевой написан французским художником Анри-Франсуа Ризенером в 1820–1821 годах, когда Мария Васильевна проживала в Москве. Работы живописца достаточно высоко оценивались Стендалем, и он советовал «обращаться к нему тем женщинам, у которых выразительности в лице больше, чем красоты». Эту цитату можно отнести и к портрету Марии Олсуфьевой. Ее небольшие глаза серого цвета, крутой лоб, выступающий вперед подбородок говорят о том, что художник не приукрашивал модель, что не помешало сделать ее достаточно привлекательной.
Портреты Марии Васильевны и Александра Дмитриевича Олсуфьевых (также из коллекции Зарайского кремля) на первый взгляд кажутся парными. Они одинакового размера, имеют один формат, лица развернуты друг к другу, тональность и красочная гамма, мягкая и сдержанная, тоже близки. Однако есть и отличия, заставляющие усомниться в том, что они задуманы в качестве парных. Обычно на парных портретах фигуры и лица давались одинаковыми по размеру, но в этом случае на мужском портрете они несколько крупнее. Предположение, что портреты могли быть заказаны в качестве свадебных или супружеских, также опровергается внешними особенностями. Александр Дмитриевич Олсуфьев позировал художнику в венгерке, а Мария Васильевна — в темно-лиловом, лишенном украшений наряде вдовы, и портрет ее правильнее было бы назвать портретом Марии Бальмен, так как в момент его создания в 1820–1821 годах она еще не была Олсуфьевой. Скорее такую внешнюю схожесть двух портретов можно отнести к особенностям стиля, в котором работал живописец Анри-Франсуа Ризенер.
«Парными» портреты стали считаться после того, как попали в дом Олсуфьева. Мария Васильевна изображена в скромном платье с белым кружевом на фоне сумеречного неба и размытого пейзажа, что подчеркивает романтическую стилистику портрета, как и заметный румянец героини.