Портрет великой княгини Екатерины Павловны принадлежит кисти французского живописца Анри-Франсуа Ризенера. Художник родился в 1796 году в творческой семье: его отец Жан-Анри Ризенер был придворным мебельщиком, а дядя — известный живописец Эжен Делакруа. Анри Ризенер учился живописи в мастерской у Жака-Луи Давида. Среди современников он получил огромную известность благодаря натурному портрету Наполеона, с которого исполнил более 50 реплик.
Принц был в то время генерал-губернатором Тверской, Новгородской и Ярославской областей.
Среди заказчиков Анри Франсуа Ризенера были и представители российского дворянства, а также члены императорской семьи. На представленном портрете изображена дочь Павла I, сестра Александра I великая княжна Екатерина Павловна. В период с 1809 по 1812 годы она проживала вместе со своим супругом принцем Георгом Ольденбургским в Тверском императорском дворце.
Принц был в то время генерал-губернатором Тверской, Новгородской и Ярославской областей.
Екатерина превратила дворец в место притяжения консервативных политических кругов. Многие известные люди, такие как Николай Карамзин, граф Федор Ростопчин и другие посещали ее салоны и балы. Обладая острым умом и привлекательной внешностью, Екатерина быстро располагала к себе людей. «Великая княжна Екатерина Павловна — красавица необыкновенная; такого ангельского и вместе умного лица я не встречал в моей жизни; оно мерещится мне и до сих пор, так что я хотя и плохо владею карандашом, но могу очертить его довольно сходно», — так говорил о ней писатель и драматург Степан Жихарев.
Анри Ризенер изобразил великую княжну в легком шифоновом платье на фоне пейзажа. Ее изображение полностью соответствует светским портретам начала XIX века: статичная поза вполоборота, богатство костюма, указывающее на положение в обществе. Особенно хочется отметить, что художник мастерски прорисовывает фактуры ткани: полупрозрачный шифон, плотный атлас, воздушные кружева.
Портрет интересен тем, что в нем чувствуются веяния романтизма. Фоном для фигуры является изображение пейзажа. Для художников-романтиков тема единения природы и человека была важна, поэтому задний и передний планы объединены единым цветовым сочетанием, в данном случае золотисто-бежевым.