Творчество графика и живописца Дмитрия Андреевича Гутова можно условно разделить на два больших пласта: «жизнеподобной» и «символической» живописи.
Приехав в Комсомольск-на-Амуре после учебы в Киевском художественном институте, Дмитрий Гутов был сторонником академической школы, писал в реалистической манере. Однако философские поиски художника требовали более необычной формы выражения — и привели к освоению энкаустики, где закон линейной перспективы отступает перед господством света и цвета.
Энкаустическая живопись требует от мастера высокой сосредоточенности и осознанности каждого движения. Восковые краски особого состава не смешиваются на палитре и создают тональные переходы уже при обработке готового произведения открытым огнем, его «выжигании». Поэтому работающий с ними художник должен заранее продумывать все детали, видеть оттенки и подготавливать каждый в отдельности, а затем наносить мазки быстро и уверенно, не давая воску застыть раньше времени.
На рубеже 1980–1990-х годов Дмитрий Андреевич углубился в метафизические учения Елены Блаватской и Николая Рериха. Они оказались созвучны собственному видению художником природы как средоточия Духа. Ее внешняя, физическая красота ценна не сама по себе, а как воплощение жизнеутверждающей энергии бытия. Этим объясняется «неопределенность» гутовских пейзажей: для художника имеет значение не узнаваемость конкретного места, а заряд космического масштаба.
В композиции «По Амуру» роль такого заряда играет солнце, пронзительно светящее в верхней части картины. Оно буквально растворяется в водах реки на среднем плане и подсвечивает берега у нижнего края. Это метафизическое солнце, как и горы, воздух, реки, вечно и неизменно, в отличие от человеческой жизни.
Каждая из стихий на картине пластически выделена. Метафоричность, переменчивость образов позволяет художнику породнить обыденное и чудесное, реальное, осязаемое и фантастическое. Работы Дмитрия Андреевича Гутова объединяет всеобъемлющая доброта, которая дарит ощущение душевного подъема после их просмотра.
Приехав в Комсомольск-на-Амуре после учебы в Киевском художественном институте, Дмитрий Гутов был сторонником академической школы, писал в реалистической манере. Однако философские поиски художника требовали более необычной формы выражения — и привели к освоению энкаустики, где закон линейной перспективы отступает перед господством света и цвета.
Энкаустическая живопись требует от мастера высокой сосредоточенности и осознанности каждого движения. Восковые краски особого состава не смешиваются на палитре и создают тональные переходы уже при обработке готового произведения открытым огнем, его «выжигании». Поэтому работающий с ними художник должен заранее продумывать все детали, видеть оттенки и подготавливать каждый в отдельности, а затем наносить мазки быстро и уверенно, не давая воску застыть раньше времени.
На рубеже 1980–1990-х годов Дмитрий Андреевич углубился в метафизические учения Елены Блаватской и Николая Рериха. Они оказались созвучны собственному видению художником природы как средоточия Духа. Ее внешняя, физическая красота ценна не сама по себе, а как воплощение жизнеутверждающей энергии бытия. Этим объясняется «неопределенность» гутовских пейзажей: для художника имеет значение не узнаваемость конкретного места, а заряд космического масштаба.
В композиции «По Амуру» роль такого заряда играет солнце, пронзительно светящее в верхней части картины. Оно буквально растворяется в водах реки на среднем плане и подсвечивает берега у нижнего края. Это метафизическое солнце, как и горы, воздух, реки, вечно и неизменно, в отличие от человеческой жизни.
Каждая из стихий на картине пластически выделена. Метафоричность, переменчивость образов позволяет художнику породнить обыденное и чудесное, реальное, осязаемое и фантастическое. Работы Дмитрия Андреевича Гутова объединяет всеобъемлющая доброта, которая дарит ощущение душевного подъема после их просмотра.