Дмитрий Андреевич Гутов попал в Комсомольск-на-Амуре в возрасте семи лет: семья переехала сюда из села Травное Новосибирской области. С детства будущий художник наблюдал за тем, как мать и сестры плетут кружево, любовался иконами бабушки-староверки.
Окончание общеобразовательной школы пришлось на начало военных лет, и вчерашний выпускник устроился работать художником в ковровый цех. В 1944 году поступил в мореходное училище Николаевска-на-Амуре, затем отправился учиться в Киев. Там Гутов окончил художественную школу (1946–1949 годы) и Государственный художественный институт, о преподавателях которого всегда вспоминал с благодарностью.
В 1954 году Дмитрий Гутов вернулся на Дальний Восток, чтобы собрать материал для дипломной работы — историко-этнографической картины «За долги».
Заслужить авторитет среди коренных нанайцев ему помогла природная тяга к соперничеству: молодой художник вызвался потягаться в меткости с охотниками и неожиданно одержал победу. В дальнейшем он досконально изучил местные обычаи, создал много ярких, колоритных образов.
Героиня картины «Нанайская девушка в наряде невесты», судя по яркой дорогой ткани халата и броским украшениям, принадлежит к зажиточному роду. Взгляд девушки устремлен в сторону и вниз — не на зрителя и даже не на свадебный букет в руках; художник сумел мастерски передать ее светлую, чуть печальную отрешенность и погруженность в мысли о предстоящей жизни в новой семье.
Полный цикл обрядов сватовства и бракосочетания у нанайцев мог длиться до нескольких лет. Иногда будущих жениха и невесту обручали еще младенцами; также семья жениха могла взять четырех-шестилетнюю девочку и до 16-17 лет (брачного возраста) воспитывать в традициях своего рода. Овдовевший мужчина мог взять в жены младшую сестру умершей супруги. Допускалась большая, до 25 лет, разница в возрасте, причем старше могли быть как он, так и она.
Обычно свадебная история начиналась с выбора невесты для взрослого сына и «мэдэлику» — когда у родителей невесты испрашивали разрешения на сватовство. Соглашаться сразу считалось неприличным, и переговоры шли около недели, последнее слово оставалось за матерью. На второй встрече — «енгси» — договаривались о размере калыма; на третью встречу — «дэгбэлику» — калым привозили и обсуждали переезд девушки в дом будущего мужа. Только после этого наступал праздник — свадебный пир (сарин) с жертвоприношениями, обрядами, направленными на деторождение, богатство и преодоление трудностей, различные состязания.
Окончание общеобразовательной школы пришлось на начало военных лет, и вчерашний выпускник устроился работать художником в ковровый цех. В 1944 году поступил в мореходное училище Николаевска-на-Амуре, затем отправился учиться в Киев. Там Гутов окончил художественную школу (1946–1949 годы) и Государственный художественный институт, о преподавателях которого всегда вспоминал с благодарностью.
В 1954 году Дмитрий Гутов вернулся на Дальний Восток, чтобы собрать материал для дипломной работы — историко-этнографической картины «За долги».
Заслужить авторитет среди коренных нанайцев ему помогла природная тяга к соперничеству: молодой художник вызвался потягаться в меткости с охотниками и неожиданно одержал победу. В дальнейшем он досконально изучил местные обычаи, создал много ярких, колоритных образов.
Героиня картины «Нанайская девушка в наряде невесты», судя по яркой дорогой ткани халата и броским украшениям, принадлежит к зажиточному роду. Взгляд девушки устремлен в сторону и вниз — не на зрителя и даже не на свадебный букет в руках; художник сумел мастерски передать ее светлую, чуть печальную отрешенность и погруженность в мысли о предстоящей жизни в новой семье.
Полный цикл обрядов сватовства и бракосочетания у нанайцев мог длиться до нескольких лет. Иногда будущих жениха и невесту обручали еще младенцами; также семья жениха могла взять четырех-шестилетнюю девочку и до 16-17 лет (брачного возраста) воспитывать в традициях своего рода. Овдовевший мужчина мог взять в жены младшую сестру умершей супруги. Допускалась большая, до 25 лет, разница в возрасте, причем старше могли быть как он, так и она.
Обычно свадебная история начиналась с выбора невесты для взрослого сына и «мэдэлику» — когда у родителей невесты испрашивали разрешения на сватовство. Соглашаться сразу считалось неприличным, и переговоры шли около недели, последнее слово оставалось за матерью. На второй встрече — «енгси» — договаривались о размере калыма; на третью встречу — «дэгбэлику» — калым привозили и обсуждали переезд девушки в дом будущего мужа. Только после этого наступал праздник — свадебный пир (сарин) с жертвоприношениями, обрядами, направленными на деторождение, богатство и преодоление трудностей, различные состязания.