Глиняная свистулька «Петушок» вылеплена в ХХ веке из красной глины, в традиции суджанского промысла. Ее сделал потомственный гончар из Курска Юрий Спесивцев. Он рассказывал, что корни его любимого ремесла уходят в глубину истории — в эпоху археологической черняховской культуры III–V веков.
Неподалеку от Суджи есть слобода Гончаровка. В ней сохранилась старинная легенда. Она повествует, что однажды на Гончарной горе остановились святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси. Они предсказали, что в этом месте будет большой гончарный промысел. Интересно, что уже в первом описании города, в 1664 году, упоминается не только церковь Вознесения и шинковый (постоялый) двор, но и Гончарная слобода в 100 дворов. Это удивительно, ведь в те времена даже в крупных городах не было такого скопления гончаров. Известно, что эти мастера даже объединились в ремесленный цех. Поэтому уже в старину суджанские игрушки были широко известны. Их можно было встретить в разных городах России и за ее пределами — даже в Сирии или Афганистане.
Глиняные игрушки, как правило, лепились к определенным датам. Важнейшим праздником у курских гончаров был день Святого Георгия (или Юрия). Его отмечали по старому стилю 23 апреля. Это был радостный и веселый праздник: жители устраивали большие шумные ярмарки, где продавали посуду и звонкие свистульки. С этого же дня мастера и перекупщики начинали развозить изделия по базарам. Кроме того, они ездили по деревням и меняли глиняную посуду на зерно, овощи и другие продукты.
В гончарном цехе почитались также праздники Рождества Христова, Рождества Богородицы, Вознесения, Успения, Троицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Торжественно отмечался праздник Пасхи и вся Пасхальная неделя, любили и неделю от Рождества до Крещения. К празднику Сорока мучеников Севастийских — 9 марта по старому стилю — лепили глиняных «сорок», «голубей», «птичек». Ими торговали возле храмов вместе с пирогами, поляницами, пряниками и калачами, а также изделиями из теста в виде тех же «сорок».
Неподалеку от Суджи есть слобода Гончаровка. В ней сохранилась старинная легенда. Она повествует, что однажды на Гончарной горе остановились святые люди, шедшие из Иерусалима на север Руси. Они предсказали, что в этом месте будет большой гончарный промысел. Интересно, что уже в первом описании города, в 1664 году, упоминается не только церковь Вознесения и шинковый (постоялый) двор, но и Гончарная слобода в 100 дворов. Это удивительно, ведь в те времена даже в крупных городах не было такого скопления гончаров. Известно, что эти мастера даже объединились в ремесленный цех. Поэтому уже в старину суджанские игрушки были широко известны. Их можно было встретить в разных городах России и за ее пределами — даже в Сирии или Афганистане.
Глиняные игрушки, как правило, лепились к определенным датам. Важнейшим праздником у курских гончаров был день Святого Георгия (или Юрия). Его отмечали по старому стилю 23 апреля. Это был радостный и веселый праздник: жители устраивали большие шумные ярмарки, где продавали посуду и звонкие свистульки. С этого же дня мастера и перекупщики начинали развозить изделия по базарам. Кроме того, они ездили по деревням и меняли глиняную посуду на зерно, овощи и другие продукты.
В гончарном цехе почитались также праздники Рождества Христова, Рождества Богородицы, Вознесения, Успения, Троицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Торжественно отмечался праздник Пасхи и вся Пасхальная неделя, любили и неделю от Рождества до Крещения. К празднику Сорока мучеников Севастийских — 9 марта по старому стилю — лепили глиняных «сорок», «голубей», «птичек». Ими торговали возле храмов вместе с пирогами, поляницами, пряниками и калачами, а также изделиями из теста в виде тех же «сорок».