Эту птицу создал потомственный мастер из Каргополя Валентин Шевелёв. Экспонат хранится под названием «Птица счастья»: такое имя ему присвоили еще в ХХ веке в каталогах РОСИЗО. Но авторское название игрушки другое. Художник вылепил сказочного каргопольского ворона. На голове фигурки красуется поперечный хохолок с насечками. Ворон горделиво упирает крылья в бока.
Игрушку-ворона первой начала лепить Клавдия Шевелёва — мама мастера. Она создала ее на рубеже 1960–1970 годов. Затем этот сюжет переняли Валентин и Анна Шевелёвы. Они же добавили новый мотив — ворону в юбке. С 1990-х годов эти игрушки создают также Елизавета и Владимир Шевелёвы.
Род Шевелёвых происходит из деревни Токарево, которая располагалась в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли известны как «Каргопольская сушь». Тут добывали красную глину, хорошо подходящую как для ручной лепки, так и для гончарного круга. Деревни Токарево уже не существует, но род Шевелевых и по сей день создает изделия из местной глины — уже не меньше, чем в пяти поколениях. Семья возродила угасавший промысел, в котором в начале 1960-х работала лишь мастерица Ульяна Бабкина. В Каргополе даже действует музей семьи Шевелёвых и каргопольской игрушки.
Гончарный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. Но своего расцвета занятие достигло в XIX веке. Сначала оно было лишь дополнительным источником дохода для крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века. К примеру, в 1830 году на эти деньги можно было купить почти 40 килограммов говядины.
Свистульки мастера не ценили: стоили они очень мало. Чаще всего их просто дарили детям. Некоторые торговцы раскрашивали игрушки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую фигурку, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.
Исследователи не знают, как выглядели средневековые каргопольские игрушки. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, созданную примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» — так здесь называют игрушки — отличались простой формой и условностью деталей.
Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века. Их тянули из цельного куска глины. При этом мелкие налепные детали почти не делали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами и выбирал из нее мелкие камешки, чтобы изделие не треснуло при обжиге. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали обварным методом. Каргопольские изделия относят к крестьянскому типу народной игрушки.
Игрушку-ворона первой начала лепить Клавдия Шевелёва — мама мастера. Она создала ее на рубеже 1960–1970 годов. Затем этот сюжет переняли Валентин и Анна Шевелёвы. Они же добавили новый мотив — ворону в юбке. С 1990-х годов эти игрушки создают также Елизавета и Владимир Шевелёвы.
Род Шевелёвых происходит из деревни Токарево, которая располагалась в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли известны как «Каргопольская сушь». Тут добывали красную глину, хорошо подходящую как для ручной лепки, так и для гончарного круга. Деревни Токарево уже не существует, но род Шевелевых и по сей день создает изделия из местной глины — уже не меньше, чем в пяти поколениях. Семья возродила угасавший промысел, в котором в начале 1960-х работала лишь мастерица Ульяна Бабкина. В Каргополе даже действует музей семьи Шевелёвых и каргопольской игрушки.
Гончарный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. Но своего расцвета занятие достигло в XIX веке. Сначала оно было лишь дополнительным источником дохода для крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века. К примеру, в 1830 году на эти деньги можно было купить почти 40 килограммов говядины.
Свистульки мастера не ценили: стоили они очень мало. Чаще всего их просто дарили детям. Некоторые торговцы раскрашивали игрушки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую фигурку, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.
Исследователи не знают, как выглядели средневековые каргопольские игрушки. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, созданную примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» — так здесь называют игрушки — отличались простой формой и условностью деталей.
Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века. Их тянули из цельного куска глины. При этом мелкие налепные детали почти не делали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами и выбирал из нее мелкие камешки, чтобы изделие не треснуло при обжиге. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали обварным методом. Каргопольские изделия относят к крестьянскому типу народной игрушки.