Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кладезь истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Птица счастья. Каргопольская

Время создания
1980-е годы
Место создания
Каргополь
Размер
13x8x4 см
Техника
глина, лепка
3
Открыть в приложении
#1
Валентин Шевелёв
Птица счастья. Каргопольская
#4
Эту птицу создал потомственный мастер из Каргополя Валентин Шевелёв. Экспонат хранится под названием «Птица счастья»: такое имя ему присвоили еще в ХХ веке в каталогах РОСИЗО. Но авторское название игрушки другое. Художник вылепил сказочного каргопольского ворона. На голове фигурки красуется поперечный хохолок с насечками. Ворон горделиво упирает крылья в бока.

Игрушку-ворона первой начала лепить Клавдия Шевелёва — мама мастера. Она создала ее на рубеже 1960–1970 годов. Затем этот сюжет переняли Валентин и Анна Шевелёвы. Они же добавили новый мотив — ворону в юбке. С 1990-х годов эти игрушки создают также Елизавета и Владимир Шевелёвы.

Род Шевелёвых происходит из деревни Токарево, которая располагалась в нескольких верстах от Каргополя по Пудожскому тракту. Эти земли известны как «Каргопольская сушь». Тут добывали красную глину, хорошо подходящую как для ручной лепки, так и для гончарного круга. Деревни Токарево уже не существует, но род Шевелевых и по сей день создает изделия из местной глины — уже не меньше, чем в пяти поколениях. Семья возродила угасавший промысел, в котором в начале 1960-х работала лишь мастерица Ульяна Бабкина. В Каргополе даже действует музей семьи Шевелёвых и каргопольской игрушки.

Гончарный промысел в районе Каргополя зародился еще в XI–XIII веках: археологи нашли здесь фрагменты посуды и других предметов быта. Но своего расцвета занятие достигло в XIX веке. Сначала оно было лишь дополнительным источником дохода для крестьян. Мастера садились за круг зимой, когда не нужно было работать в поле. За зиму умелый гончар мог сделать от 400 до 800 горшков и выручить за них до 15 рублей — немалую сумму для XIX века. К примеру, в 1830 году на эти деньги можно было купить почти 40 килограммов говядины.

Свистульки мастера не ценили: стоили они очень мало. Чаще всего их просто дарили детям. Некоторые торговцы раскрашивали игрушки натуральными красками и использовали как своеобразную рекламу: ребенок, увидев на прилавке яркую фигурку, тянул к ней родителей: «Купи, купи свистульку!» А взрослые заодно могли приобрести и нужный в хозяйстве горшок, квашню или крынку.

Исследователи не знают, как выглядели средневековые каргопольские игрушки. Археологам удалось найти только одну фигурку коня, созданную примерно в XV–XVI веках. По ней можно судить лишь о том, что тогда «бобки» — так здесь называют игрушки — отличались простой формой и условностью деталей.

Первые упоминания о «классических» фигурках относятся к 70-м годам XIX века. Их тянули из цельного куска глины. При этом мелкие налепные детали почти не делали. Лепили только руками, без специальных инструментов: гончар проминал глину пальцами и выбирал из нее мелкие камешки, чтобы изделие не треснуло при обжиге. До конца XIX века фигурки почти не раскрашивали, только украшали обварным методом. Каргопольские изделия относят к крестьянскому типу народной игрушки.
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Птица счастья. Каргопольская

Время создания
1980-е годы
Место создания
Каргополь
Размер
13x8x4 см
Техника
глина, лепка
3
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%