«Казак на лошади» — важный сюжет для традиционной суджанской игрушки. Город Суджа издавна был казацким поселением. В основном его населяли суджанские черкесы — служилые казаки. Они состояли на службе Сумского казачьего полка и заодно возделывали земли на своих наделах. Поэтому образ лихого казака на ретивом коне был особенно любим в этих местах.
Еще в Судже обосновались мещане, которые занимались торговлей и ремеслами. Также среди поселенцев встречались пашенные мужики — крестьяне и цыгане. В основном все жители занимались земледелием и бортничеством — добычей меда, но процветал и гончарный промысел. Суджа славилась своими фигурными сосудами и скульптурами, печными изразцами и строительной керамикой. В семьях гончаров также лепили и игрушки-свистульки.
Суджанская игрушка отличается не только изящными формами, но и интересными способами раскраски. Ее делят на поливную, расписанную ангобом, задымленную, а также расписанную красками. Поливная техника предполагает, что изделие окунают в специальную глазурь либо поливают игрушку сверху. После обжига такое покрытие становится похожим на тончайшее цветное стекло. Роспись ангобами — это роспись глиной, разведенной до консистенции сметаны. Природные глины отличаются разными оттенками и при обжиге могут становиться более насыщенными или теплыми по цвету. Совмещая разные глины и добавляя в них пигменты, можно добиться удивительно тонких оттенков. Задымленная игрушка предполагает, что обжиг проводят специальным способом без доступа воздуха — в таких условиях фигурка становится темной.
Этого казака на лошади создал потомственный гончар Юрий Спесивцев. Мастер владеет всеми типами обжига и декора, традиционными для Суджи. Он с детства помогал отцу и деду: чтобы приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До самого гончарного круга его допустили не сразу. Сначала ученик должен был в течение четырех лет быть «на подхвате»: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду. Юрий Спесивцев прошел все эти стадии и сегодня он известен по всей России и за ее пределами.
Еще в Судже обосновались мещане, которые занимались торговлей и ремеслами. Также среди поселенцев встречались пашенные мужики — крестьяне и цыгане. В основном все жители занимались земледелием и бортничеством — добычей меда, но процветал и гончарный промысел. Суджа славилась своими фигурными сосудами и скульптурами, печными изразцами и строительной керамикой. В семьях гончаров также лепили и игрушки-свистульки.
Суджанская игрушка отличается не только изящными формами, но и интересными способами раскраски. Ее делят на поливную, расписанную ангобом, задымленную, а также расписанную красками. Поливная техника предполагает, что изделие окунают в специальную глазурь либо поливают игрушку сверху. После обжига такое покрытие становится похожим на тончайшее цветное стекло. Роспись ангобами — это роспись глиной, разведенной до консистенции сметаны. Природные глины отличаются разными оттенками и при обжиге могут становиться более насыщенными или теплыми по цвету. Совмещая разные глины и добавляя в них пигменты, можно добиться удивительно тонких оттенков. Задымленная игрушка предполагает, что обжиг проводят специальным способом без доступа воздуха — в таких условиях фигурка становится темной.
Этого казака на лошади создал потомственный гончар Юрий Спесивцев. Мастер владеет всеми типами обжига и декора, традиционными для Суджи. Он с детства помогал отцу и деду: чтобы приобщиться к престижной по тем временам профессии, приходилось много работать. До самого гончарного круга его допустили не сразу. Сначала ученик должен был в течение четырех лет быть «на подхвате»: месить глину, рубить дрова для обжига изделий, сушить посуду. Юрий Спесивцев прошел все эти стадии и сегодня он известен по всей России и за ее пределами.