Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Кладезь истории»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Всадник. Чернышенская

Время создания
2013 год
Место создания
Орел
Размер
7x3x10 см
Техника
глина, лепка, роспись
1
Открыть в приложении
#1
Наталья Фролова
Всадник. Чернышенская
#4
Конь и всадник — это глиняная игрушка-свисток, выполненная в чернышенской традиции. Название это происходит от деревни Чернышено в Орловской области. Ее жители были крепостными крестьянами, и, помимо работы на барина, они старались зарабатывать различными промыслами.

Окрестности деревни славились разнообразными глинами: красными, белыми, синими. Среди них выделялась одна особенно вязкая — из нее мужчины лепили посуду, а женщины делали игрушки. Развитие гончарного ремесла на Орловщине шло от казаков, поселившихся тут для охраны рубежей в XVI веке. Фамилии у них в основном были украинские, поэтому место, где брали глину, народ прозвал «Хохлов Верх».

Считалось, что Чернышенский игрушечный промысел угас в 30-х годах. Но на самом деле художники в этой деревне продолжали работать и после войны. Одна из мастериц ХХ века Елена Шеляева рассказывала, как они ходили за глиной на Хохлов Верх и как потом делали игрушки. Ее особый говор нередко цитируют любители чернышенской игрушки:
#5
Ни то сено косить, ни то за глиной у Верх. Как раз пойдет ростыпель, самая грязь сойдет, тут и ходили. Глину принесешь и вот бабки собираются, нары сделают, и кто какую сумеет, такую и сляпает. Настановишь их, посушишь. Тут пойдут солнушные дни, они обветриют. Ну два дня, а может; три — когда успеет.
#6
После того как игрушки высыхали, мастерицы рыли специальные ямки: в них размещали подсохшие игрушки, а снизу разжигали огонь из «гнилушечек каких-нибудь». Обжигали изделия целый день. Вечером жар тушили, давая игрушкам самостоятельно остыть в течение ночи. Потом начинался процесс окрашивания: «вытаскивают, ставят их в рядок на лужочке, начинают красить перышком. Разукрашивали, как понравится, полосочками». Мастерица упоминала, что изделия готовили специально к «празднику Препловены» (скорее всего, имеется в виду христианский праздник Преполовение Святой Пятидесятницы) — к этому дню каждый мастер выносил все свои работы.

Еще одна мастерица Анна Афанасова называла игрушки-свистульки «ляпушками». Она говорила:
#7
После войны недостаток был, вот мы и промышляли «ляпушками». Захочешь папки — протянешь лапки. Так, бывало, моя бабушка говорила, знатная была мастерица, Прасковья Павловна Чумичева. А папками у нас хлеб называли.
#8
Она же упоминала, что за любовь к изображению кукушек мастериц в народе окрестили «тетерошниками».
#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x

Всадник. Чернышенская

Время создания
2013 год
Место создания
Орел
Размер
7x3x10 см
Техника
глина, лепка, роспись
1
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%