Сергей Васильевич Иванов (1864–1910) — русский художник-передвижник. Он обучался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а также в Академии художеств в Петербурге. В 1885 году Иванов закончил свое обучение и с этого момента работал над «переселенческой» темой. Художник получил в Московском художественном обществе свидетельство на «проезд и жительство» в губерниях от Московской до Оренбургской и отправился в путь вместе с крестьянами, не дожидаясь получения свидетельства на звание учителя рисования от своего училища.
Переселение крестьян в Сибирь началось после реформы об отмене крепостного права в 1861 году. Многие остались либо с очень скромными земельными участками, либо без земли вовсе. Так и начали свой путь несколько миллионов крестьян, устремившись в поисках свободных земель в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. Они оставляли свои ничтожные наделы, собирали немногочисленные вещи и отправлялись в дорогу: кто пешком, кто на груженых телегах, а кому повезло больше — тот и по железной дороге. Сергей Иванов многие версты прошел с крестьянами, делая зарисовки с натуры. Его наблюдения запечатлены в серии картин, отражающей этот исторический период: «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Переселенка в вагоне» (1886), «Обратные переселенцы» (1888), «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Последняя картина, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена на XVII выставке передвижников в 1889 году и принесла художнику широкую известность.
На картине из коллекции Зарайского кремля «На новые места. Русь идет!» («Переселенцы») художник изобразил широкое русское поле и долгую вереницу нагруженных повозок, уходящую за горизонт так далеко, что зритель не видит ей конца. Это произведение можно отнести к ранним работам цикла, и оно носит скорее описательный характер. Художник фиксирует историю, подробно изображая каждого участника шествия, а также их пожитки. В картине не чувствуется трагического звучания: изображен теплый летний день, ярко светит солнце, и участники процесса не выглядят ни взволнованными, ни расстроенными — они спокойно идут навстречу своей новой судьбе. В самой последней работе цикла, принесшей живописцу славу, тема переселенчества была поставлена более остро, она напрямую обращалась к социальной проблематике, заставляя зрителя сопереживать героям картины и задуматься о том, какие последствия для простых людей могло нести это переселение.
Переселение крестьян в Сибирь началось после реформы об отмене крепостного права в 1861 году. Многие остались либо с очень скромными земельными участками, либо без земли вовсе. Так и начали свой путь несколько миллионов крестьян, устремившись в поисках свободных земель в Сибирь, Забайкалье и на Дальний Восток. Они оставляли свои ничтожные наделы, собирали немногочисленные вещи и отправлялись в дорогу: кто пешком, кто на груженых телегах, а кому повезло больше — тот и по железной дороге. Сергей Иванов многие версты прошел с крестьянами, делая зарисовки с натуры. Его наблюдения запечатлены в серии картин, отражающей этот исторический период: «Переселенцы. Ходоки» (1886), «Переселенка в вагоне» (1886), «Обратные переселенцы» (1888), «В дороге. Смерть переселенца» (1889). Последняя картина, ныне хранящаяся в Третьяковской галерее, была представлена на XVII выставке передвижников в 1889 году и принесла художнику широкую известность.
На картине из коллекции Зарайского кремля «На новые места. Русь идет!» («Переселенцы») художник изобразил широкое русское поле и долгую вереницу нагруженных повозок, уходящую за горизонт так далеко, что зритель не видит ей конца. Это произведение можно отнести к ранним работам цикла, и оно носит скорее описательный характер. Художник фиксирует историю, подробно изображая каждого участника шествия, а также их пожитки. В картине не чувствуется трагического звучания: изображен теплый летний день, ярко светит солнце, и участники процесса не выглядят ни взволнованными, ни расстроенными — они спокойно идут навстречу своей новой судьбе. В самой последней работе цикла, принесшей живописцу славу, тема переселенчества была поставлена более остро, она напрямую обращалась к социальной проблематике, заставляя зрителя сопереживать героям картины и задуматься о том, какие последствия для простых людей могло нести это переселение.