Александр Родионович Артемьев (1842–1914) родился в деревне Столпово Зарайского уезда, в крестьянской семье. В театральной среде он также был известен под псевдонимом Артем. Именно под этим именем он выступал в постановках Малого Художественного театра. Антон Павлович Чехов в своих пьесах писал роли специально для него. Артемьев играл роли Фирса («Вишневый сад»), Шамраева («Чайка»), Вафли («Дядя Ваня»), Чебутыкина («Три сестры»). Среди его лучших ролей: Перчихин («Мещане» Горького), Кузовкин («Нахлебник» Тургенева).
Театр был страстью Артема, но он смог посвятить себя ему лишь на закате жизни, уже будучи пожилым человеком. До того момента Александр Артемьев зарабатывал на жизнь преподаванием рисунка и правописания. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1878 году, после чего подрабатывал художником-поденщиком и вел преподавательскую деятельность на протяжении 25 лет.
В представленном пейзаже смысловым центром композиции является Зарайский кремль, виднеющийся вдалеке. В 1521 году Зарайск был одним из городов Большой Засечной черты, призванной защищать Москву от набегов татар. Для укрепления оборонительной функции города, по указу великого князя Московского Василия III, в 1528–1531 годах на берегу реки Осётр был возведен каменный кремль. Его построили по итальянским канонам замковой архитектуры и приспособили для ведения кругового боя с применением артиллерии. В середине XVII века город утратил стратегическое значение и превратился в торговый центр — через него проходил Астраханский тракт, связывавший Москву с Нижним Поволжьем. В середине XIX века город утратил и эту функцию: в 1847 году проложили новый Рязанский тракт, а в 1865 — открыли движение по Московско-Рязанской железной дороге. Оба эти пути обошли Зарайск стороной. После этого жизнь в городе замедлилась, но именно такой поворот истории позволил Зарайску сохранить свою самобытность.
Благодаря картине Артемьева, зритель может составить свое впечатление от панорамы Зарайска 1891 года. Небольшой городок на берегу реки, к которому ведут проселочные дороги; домики, встречающиеся на пути; широта и богатство русской природы — с особым теплом и трепетом художник изобразил свой родной край.
Панорама, написанная Александром Артемьевым в конце XIX века, все еще узнаваема для наших современников. Зарайский кремль — единственный полностью сохранившийся кремль в современном Подмосковье, он является объектом культурного наследия федерального значения. Конечно, время внесло свои изменения, и сегодня архитектурный ансамбль города украшен меньшим количеством храмов, чем в конце позапрошлого столетия.
Театр был страстью Артема, но он смог посвятить себя ему лишь на закате жизни, уже будучи пожилым человеком. До того момента Александр Артемьев зарабатывал на жизнь преподаванием рисунка и правописания. Он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1878 году, после чего подрабатывал художником-поденщиком и вел преподавательскую деятельность на протяжении 25 лет.
В представленном пейзаже смысловым центром композиции является Зарайский кремль, виднеющийся вдалеке. В 1521 году Зарайск был одним из городов Большой Засечной черты, призванной защищать Москву от набегов татар. Для укрепления оборонительной функции города, по указу великого князя Московского Василия III, в 1528–1531 годах на берегу реки Осётр был возведен каменный кремль. Его построили по итальянским канонам замковой архитектуры и приспособили для ведения кругового боя с применением артиллерии. В середине XVII века город утратил стратегическое значение и превратился в торговый центр — через него проходил Астраханский тракт, связывавший Москву с Нижним Поволжьем. В середине XIX века город утратил и эту функцию: в 1847 году проложили новый Рязанский тракт, а в 1865 — открыли движение по Московско-Рязанской железной дороге. Оба эти пути обошли Зарайск стороной. После этого жизнь в городе замедлилась, но именно такой поворот истории позволил Зарайску сохранить свою самобытность.
Благодаря картине Артемьева, зритель может составить свое впечатление от панорамы Зарайска 1891 года. Небольшой городок на берегу реки, к которому ведут проселочные дороги; домики, встречающиеся на пути; широта и богатство русской природы — с особым теплом и трепетом художник изобразил свой родной край.
Панорама, написанная Александром Артемьевым в конце XIX века, все еще узнаваема для наших современников. Зарайский кремль — единственный полностью сохранившийся кремль в современном Подмосковье, он является объектом культурного наследия федерального значения. Конечно, время внесло свои изменения, и сегодня архитектурный ансамбль города украшен меньшим количеством храмов, чем в конце позапрошлого столетия.