Огромное влияние на становление «саратовской живописной школы» оказало искусство одного из самых тонких и проникновенных пейзажистов первой трети ХХ века — Петра Уткина. Этот самобытный художник явился одним из основоположников объединения «Голубая роза», деятельность которого стала последним и очень значимым всплеском живописного символизма Европы. Окрестности Саратова, всегда довольно легко узнаваемые — тема почти всех его работ той поры. В картине «Осокорь», ставшей символом саратовского пейзажа, незатейливый мотив преображается в глубокий, поэтический образ природы. Осокорем называли черный тополь, вырастающий до больших размеров, нежели его собратья, который имеет крепкий ствол в два-три обхвата и наиболее величественно смотрится на равнинных местах, у озер, разливающихся весной.
В пейзаже Уткин дает его как символ красоты саратовской природы. На переднем плане картины изображено дерево, занимающее большую часть холста. Его сиреневато-серебристые тонкие стволы устремлены вверх плавными, певучими линиями ветвей, завершающихся нежно-зеленой листвой. Она дымкой окутывает осокорь на фоне яркого лазурного неба. Над землей у горизонта туманная дымка подступает с двух сторон к дереву, поднимается вдоль стволов, проникает меж ветвей, влечет за собой к небу. Строгая архитектоника, изящный рисунок, звонкая синева в сочетании с нежными тонами — все подчинено одной мелодии. Живописный строй произведения внутренне музыкальный. Художник обладал удивительным умением слышать музыку природы, воссоздавать на своих полотнах ее душу.
Сохранился замечательный рассказ его ученика, Давида Загоскина: «В Саратове есть тополя высокие, стройные. К небу устремлены их ветви. Сильный ветер. Сумерки. Тополя раскачиваются, стонут и шелестят, гнутся все сильней, почти ложатся на землю. Пожелтевшие листья испуганно кружатся в воздухе, подскакивая на панели. Петр Саввич, в клетчатых брюках, обтягивающих тонкие ноги, в коротеньком чесучовом пиджаке, насвистывая, подняв тонкую бородку, слушает осень». Мечтательная грусть, тонкий лиризм, особая душевная тональность отличают работу Петра Уткина «Осокорь», где мы видим намеренную приглушенность цвета, мягкую маревность. Образ здесь, безусловно, метафоричен, хотя и воспринимается вполне натурным.
В пейзаже Уткин дает его как символ красоты саратовской природы. На переднем плане картины изображено дерево, занимающее большую часть холста. Его сиреневато-серебристые тонкие стволы устремлены вверх плавными, певучими линиями ветвей, завершающихся нежно-зеленой листвой. Она дымкой окутывает осокорь на фоне яркого лазурного неба. Над землей у горизонта туманная дымка подступает с двух сторон к дереву, поднимается вдоль стволов, проникает меж ветвей, влечет за собой к небу. Строгая архитектоника, изящный рисунок, звонкая синева в сочетании с нежными тонами — все подчинено одной мелодии. Живописный строй произведения внутренне музыкальный. Художник обладал удивительным умением слышать музыку природы, воссоздавать на своих полотнах ее душу.
Сохранился замечательный рассказ его ученика, Давида Загоскина: «В Саратове есть тополя высокие, стройные. К небу устремлены их ветви. Сильный ветер. Сумерки. Тополя раскачиваются, стонут и шелестят, гнутся все сильней, почти ложатся на землю. Пожелтевшие листья испуганно кружатся в воздухе, подскакивая на панели. Петр Саввич, в клетчатых брюках, обтягивающих тонкие ноги, в коротеньком чесучовом пиджаке, насвистывая, подняв тонкую бородку, слушает осень». Мечтательная грусть, тонкий лиризм, особая душевная тональность отличают работу Петра Уткина «Осокорь», где мы видим намеренную приглушенность цвета, мягкую маревность. Образ здесь, безусловно, метафоричен, хотя и воспринимается вполне натурным.