В годы московского периода жизни Петра Ильича Чайковского его деятельность активно развивалась по нескольким направлениям: творчество, педагогика, музыкальная публицистика.
Как музыкальный критик Пётр Ильич опубликовал 81 рецензию, будучи музыкальным обозревателем периодических изданий «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872–1875).
В действительности Чайковский стал музыкальным критиком благодаря случайности: в 1871 году критик Герман Ларош уехал в Петербург, поэтому московской газете «Современная летопись» понадобилась его замена не менее компетентным автором. К тому времени Чайковский зарекомендовал себя статьей «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова», опубликованной в восьмом номере «Современной летописи». Затем Чайковский получил предложение постоянно вести музыкально-критический отдел в «Русских ведомостях».
С осени 1872 года он начинает свою работу в «Русских ведомостях» и выполняет ее в течение трех лет. После некоторого перерыва, когда он перестает участвовать в печати в качестве постоянного сотрудника, корреспонденциями из баварского Байройта о вагнеровских спектаклях в 1876 году заканчивается публицистическая деятельность композитора.
Статьи Петра Ильича Чайковского в основном представляли собой обзоры событий музыкальной жизни Москвы: концертов Русского музыкального общества, новых постановок опер, деятельности исполнителей. «Фельетоны» содержали много принципиальных высказываний композитора относительно современной и классической музыки.
Музыковед Василий Васильевич Яковлев:
Как музыкальный критик Пётр Ильич опубликовал 81 рецензию, будучи музыкальным обозревателем периодических изданий «Современная летопись» (1871) и «Русские ведомости» (1872–1875).
В действительности Чайковский стал музыкальным критиком благодаря случайности: в 1871 году критик Герман Ларош уехал в Петербург, поэтому московской газете «Современная летопись» понадобилась его замена не менее компетентным автором. К тому времени Чайковский зарекомендовал себя статьей «По поводу „Сербской фантазии“ г. Римского-Корсакова», опубликованной в восьмом номере «Современной летописи». Затем Чайковский получил предложение постоянно вести музыкально-критический отдел в «Русских ведомостях».
С осени 1872 года он начинает свою работу в «Русских ведомостях» и выполняет ее в течение трех лет. После некоторого перерыва, когда он перестает участвовать в печати в качестве постоянного сотрудника, корреспонденциями из баварского Байройта о вагнеровских спектаклях в 1876 году заканчивается публицистическая деятельность композитора.
Статьи Петра Ильича Чайковского в основном представляли собой обзоры событий музыкальной жизни Москвы: концертов Русского музыкального общества, новых постановок опер, деятельности исполнителей. «Фельетоны» содержали много принципиальных высказываний композитора относительно современной и классической музыки.
Музыковед Василий Васильевич Яковлев: