Мысль о сочинении сборника детских песен зародилась у Петра Ильича Чайковского в 1881 году. Ранее им была написана и почти сразу издана Петром Юргенсоном детская песенка «Мой Лизочек» на стихи Константина Сергеевича Аксакова.
Возможно, композитора вдохновил подарок: в 1881 году композитор получил книгу стихов от автора Алексея Плещеева с подписью «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи».
Ряд мемуаристов отмечают, что в композиторе было немало проявлений детских черт: непосредственность, любовь к играм, шаловливость, искренняя увлеченность чем-либо. Свойственные Чайковскому от природы, они особенно проявлялись в непосредственном общении с детьми. Интересна у Чайковского склонность временами «впадать в детство», проявлявшаяся, например, в качании на качелях и пускании воздушного змея. Известны эпизоды его развлечений с катанием на велосипеде и игрой на бильярде, а также некоторые необычные занятия в быту: шитье, стирка, садовые и огородные работы, уборка территории.
Круг детей, с которыми ему довелось часто общаться при жизни, был не особенно велик. Это были дети сестры Александры: Татьяна, Вера, Анна, Наталья, Дмитрий, Владимир и Юрий; дочь брата Анатолия — Татьяна; сын племянницы Татьяны Давыдовой, усыновленный братом Николаем, — Жорж-Леон (Георгий); глухонемой воспитанник брата Модеста — Коля Конради — и отдельные деревенские мальчишки и девчонки в Клинском районе, где композитор проживал в последние годы. Коллективные игры, домашние представления и музицирование в Каменке, где жила семья сестры, были обязательными элементами досуга Чайковского, приносили ему много радости и ощущения полноты жизни.
В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно этим объясняются те «черты наставничества», назидательности, которые присутствуют в текстах, выбранных Чайковским. Так, через образ цветка, выросшего за окном тюрьмы, в «Колыбельной песне в бурю» поэт отражает взгляд на жизнь, полный любви и сострадания к людям.
Возможно, композитора вдохновил подарок: в 1881 году композитор получил книгу стихов от автора Алексея Плещеева с подписью «Петру Ильичу Чайковскому в знак уважения и благодарности за его прекрасную музыку на мои плохие стихи».
Ряд мемуаристов отмечают, что в композиторе было немало проявлений детских черт: непосредственность, любовь к играм, шаловливость, искренняя увлеченность чем-либо. Свойственные Чайковскому от природы, они особенно проявлялись в непосредственном общении с детьми. Интересна у Чайковского склонность временами «впадать в детство», проявлявшаяся, например, в качании на качелях и пускании воздушного змея. Известны эпизоды его развлечений с катанием на велосипеде и игрой на бильярде, а также некоторые необычные занятия в быту: шитье, стирка, садовые и огородные работы, уборка территории.
Круг детей, с которыми ему довелось часто общаться при жизни, был не особенно велик. Это были дети сестры Александры: Татьяна, Вера, Анна, Наталья, Дмитрий, Владимир и Юрий; дочь брата Анатолия — Татьяна; сын племянницы Татьяны Давыдовой, усыновленный братом Николаем, — Жорж-Леон (Георгий); глухонемой воспитанник брата Модеста — Коля Конради — и отдельные деревенские мальчишки и девчонки в Клинском районе, где композитор проживал в последние годы. Коллективные игры, домашние представления и музицирование в Каменке, где жила семья сестры, были обязательными элементами досуга Чайковского, приносили ему много радости и ощущения полноты жизни.
В отличие от «Детского альбома», «Детские песни» предназначены не для исполнения, а для слушания детьми. Возможно, именно этим объясняются те «черты наставничества», назидательности, которые присутствуют в текстах, выбранных Чайковским. Так, через образ цветка, выросшего за окном тюрьмы, в «Колыбельной песне в бурю» поэт отражает взгляд на жизнь, полный любви и сострадания к людям.