Персона
Чайковский Петр Ильич
Годы жизни: 1840 — 1893
#1
Porträt_des_Komponisten_Pjotr_I._Tschaikowski_(1840-1893).jpg
Николай Кузнецов
Портрет Петра Ильича Чайковского. 1893. Государственная Третьяковская галерея
#2
#3
Петр Чайковский родился 7 мая 1840 года в городе Воткинске Вятской губернии, в дворянской семье. Его отец, Илья Чайковский, возглавлял местный завод, а мать, Александра Ассиер, была пианисткой. У будущего композитора было шесть братьев и сестер.
В детстве Чайковский получил домашнее образование. Учился он хорошо, особенно любил историю и литературу, сочинял стихи. С раннего возраста будущий композитор увлекался музыкой. На фортепиано его научила играть бывшая крепостная Мария Пальчикова.
В 1848 году Чайковские переехали сначала в Москву, а затем в Петербург. Там будущий композитор поступил в Императорское училище правоведения: родители мечтали, чтобы он стал юристом. В то же время Чайковский продолжал заниматься музыкой. В училище он пел в хоре, а отец нанял ему нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера.
В детстве Чайковский получил домашнее образование. Учился он хорошо, особенно любил историю и литературу, сочинял стихи. С раннего возраста будущий композитор увлекался музыкой. На фортепиано его научила играть бывшая крепостная Мария Пальчикова.
В 1848 году Чайковские переехали сначала в Москву, а затем в Петербург. Там будущий композитор поступил в Императорское училище правоведения: родители мечтали, чтобы он стал юристом. В то же время Чайковский продолжал заниматься музыкой. В училище он пел в хоре, а отец нанял ему нового педагога — профессионального пианиста Рудольфа Кюндингера.
#4
«Самый большой музыкальный талант современной России»
#5
В 1859 году Чайковский с отличием окончил училище и поступил на службу в министерство юстиции. Там его долго не повышали в должности, несмотря на огромное усердие. Брат композитора, Модест Чайковский, вспоминал: «Он не только усердствовал на Малой Садовой, но приносил работу на дом и писал доклады по ночам».
Работу Чайковский совмещал с уроками музыки. Он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе, а в 1862 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Через год будущий композитор ушел со службы и сосредоточился на учебе. Вскоре Чайковскому пришлось переехать в дешевую квартиру и экономить на одежде. Он давал частные уроки музыки, но зарабатывал очень мало.
В консерватории Чайковский учился на отлично. Его однокурсник Генрих Ларош писал:
Работу Чайковский совмещал с уроками музыки. Он посещал занятия Антона Рубинштейна при Русском музыкальном обществе, а в 1862 году поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. Через год будущий композитор ушел со службы и сосредоточился на учебе. Вскоре Чайковскому пришлось переехать в дешевую квартиру и экономить на одежде. Он давал частные уроки музыки, но зарабатывал очень мало.
В консерватории Чайковский учился на отлично. Его однокурсник Генрих Ларош писал:
#6
Вы самый большой музыкальный талант современной России. Я вижу в вас самую великую или, лучше сказать, единственную надежду нашей музыкальной будущности.
#7
Консерваторию композитор окончил в 1865 году с высшей наградой — Большой серебряной медалью, и званием «свободного художника».
#8
Преподаватель и музыкальный критик
#9
В начале 1866 года Петр Чайковский переехал из Петербурга в Москву. Николай Рубинштейн, брат композитора Антона Рубинштейна, пригласил начинающего композитора преподавать на недавно созданных музыкальных курсах. Вскоре они были преобразованы в Московскую консерваторию.
Каждый год у Чайковского занималось около 90 студентов. Он был строгим и требовательным преподавателем. Профессор Московской консерватории Николай Кашкин вспоминал:
Каждый год у Чайковского занималось около 90 студентов. Он был строгим и требовательным преподавателем. Профессор Московской консерватории Николай Кашкин вспоминал:
#10
Безукоризненная добросовестность, ум и знание дела поневоле заставляли его быть хорошим преподавателем, в особенности для учеников более талантливых… <…> Талантливых учеников он всеми средствами старался поощрить к усердной, настойчивой работе.
#11
В это же время Чайковский занялся творчеством: сочинил первую симфонию — «Зимние грезы», а еще написал оперу «Воевода» по одноименной комедии Александра Островского. Либретто к ней создал сам драматург. Премьера «Воеводы» состоялась в Большом театре в 1869 году. Публике опера понравилась, однако критики писали, что музыка плохо сочетается с либретто. Из-за таких отзывов композитор уничтожил почти всю партитуру оперы.
В эти же годы Чайковский начал писать программную музыку — инструментальные произведения без слов. Заняться этим видом творчества ему посоветовал Милий Балакирев, глава «Могучей кучки». В 1870 году Чайковский представил первое подобное произведение — увертюру «Ромео и Джульетта». Композитор написал ее всего за два месяца.
В 1871 году Чайковский вместе со своим учеником Владимиром Шиловским отправился в путешествие по Европе. Они побывали в Германии и Италии, где Чайковский написал две музыкальные пьесы — «Юмореска» и «Ноктюрн». Композитор посвятил их Шиловскому.
Кроме того, Чайковский писал статьи и эссе о музыке, рецензировал новые произведения. Их публиковали газеты «Русские ведомости» и «Современная летопись».
В эти же годы Чайковский начал писать программную музыку — инструментальные произведения без слов. Заняться этим видом творчества ему посоветовал Милий Балакирев, глава «Могучей кучки». В 1870 году Чайковский представил первое подобное произведение — увертюру «Ромео и Джульетта». Композитор написал ее всего за два месяца.
В 1871 году Чайковский вместе со своим учеником Владимиром Шиловским отправился в путешествие по Европе. Они побывали в Германии и Италии, где Чайковский написал две музыкальные пьесы — «Юмореска» и «Ноктюрн». Композитор посвятил их Шиловскому.
Кроме того, Чайковский писал статьи и эссе о музыке, рецензировал новые произведения. Их публиковали газеты «Русские ведомости» и «Современная летопись».
#12
«Артистическое призвание»: произведения Петра Чайковского
#13
В Петербурге на одном из собраний «Могучей кучки» Петр Чайковский впервые исполнил Вторую симфонию. Критик Владимир Стасов похвалил произведение и предложил композитору написать еще одну симфоническую фантазию. Ее сюжет Чайковский взял из литературы. Основой фантазии стала трагикомедия Уильяма Шекспира «Буря». Премьера произведения состоялась в декабре 1873 года в Москве. За симфоническую фантазию композитору вручили лавровый венок и серебряный кубок.
Еще в 1872 году Чайковский написал оперу «Опричник» по одноименной трагедии Ивана Лажечникова. Однако цензура несколько раз откладывала премьеру произведения в Мариинском театре. Чиновники считали, что композитор слишком вольно интерпретирует исторические события времен Ивана Грозного. Впервые произведение поставили в 1874 году в Мариинском театре, а затем — в Одессе и Киеве.
В 1875 году «Опричника» показали в Москве в Большом театре, но уже через несколько месяцев чиновники запретили произведение. Цензоры нашли в опере революционные идеи. В том же году по заказу издателя журнала «Нувеллист» Николая Бернарда Петр Чайковский написал цикл «Времена года».
Певица Елизавета Лавровская предложила Чайковскому создать оперу по роману в стихах «Евгений Онегин». Работу над этим произведением Чайковский начал в 1877 году. Либретто написал друг композитора — Константин Шиловский. Впервые оперу поставили в Малом театре в 1879 году, однако премьера прошла без успеха. Чайковский вспоминал:
Еще в 1872 году Чайковский написал оперу «Опричник» по одноименной трагедии Ивана Лажечникова. Однако цензура несколько раз откладывала премьеру произведения в Мариинском театре. Чиновники считали, что композитор слишком вольно интерпретирует исторические события времен Ивана Грозного. Впервые произведение поставили в 1874 году в Мариинском театре, а затем — в Одессе и Киеве.
В 1875 году «Опричника» показали в Москве в Большом театре, но уже через несколько месяцев чиновники запретили произведение. Цензоры нашли в опере революционные идеи. В том же году по заказу издателя журнала «Нувеллист» Николая Бернарда Петр Чайковский написал цикл «Времена года».
Певица Елизавета Лавровская предложила Чайковскому создать оперу по роману в стихах «Евгений Онегин». Работу над этим произведением Чайковский начал в 1877 году. Либретто написал друг композитора — Константин Шиловский. Впервые оперу поставили в Малом театре в 1879 году, однако премьера прошла без успеха. Чайковский вспоминал:
#14
Опера эта, мне кажется, скорее будет иметь успех в домах и, пожалуй, на концертных эстрадах, чем на большой сцене… Успех этой оперы должен начаться снизу, а не сверху. То есть не театр сделает ее известной публике, а, напротив, публика, мало-помалу познакомившись с нею, может полюбить ее, и тогда театр поставит оперу, чтобы удовлетворить потребность публики.
#15
В 1881 году Чайковский переработал произведение. В новой редакции оперу поставили в Большом театре.
В память о победе над Наполеоном Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год». За это произведение от российского правительства композитор получил орден Святого Владимира IV степени.
В 1885 году Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества, а вскоре возглавил его московское отделение. Композитор стал помогать начинающим музыкантам, выбирал их произведения для новых концертов.
В том же году Чайковский приобрел имение Майданово недалеко от подмосковного города Клина. В дневнике композитор писал: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе». В своей усадьбе Чайковский написал симфонию «Манфред», оперы «Черевички» и «Чародейка».
В конце 1870-х Чайковский познакомился с меценаткой, вдовой железнодорожного промышленника Надеждой фон Мекк. Она стала ежегодно выплачивать композитору деньги и финансировать его путешествия в Европу. В Московской консерватории Чайковский получал за год около трех тысяч рублей. А фон Мекк платила ему в два раза больше — шесть тысяч. Поэтому композитор уволился из Московской консерватории и сосредоточился на творчестве.
Вскоре Чайковский уехал за границу, в Швейцарию. Там он начал работать над Четвертой симфонией. Композитор писал Фон Мекк: «Никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». В 1878 году в Москве, на концерте Русского музыкального общества, Четвертую симфонию исполнил Николай Рубинштейн.
Вскоре Чайковский уехал за границу, в Швейцарию. Там он начал работать над Четвертой симфонией. Композитор писал Фон Мекк: «Никогда, ни на одну секунду, работая, я не позабуду, что Вы даете мне возможность продолжать мое артистическое призвание». В 1878 году в Москве, на концерте Русского музыкального общества, Четвертую симфонию исполнил Николай Рубинштейн.
С конца 1870-х годов Чайковский стал известен и за рубежом — в Европе и Америке, куда композитора приглашали на концерты. Он много путешествовал, познакомился и начал переписываться с Эдвардом Григом и Артуром Никишом. В эти же годы он написал новые произведения — балет «Лебединое озеро», оперу «Орлеанская дева», фантазию «Итальянское каприччио».
В память о победе над Наполеоном Чайковский сочинил торжественную увертюру «1812 год». За это произведение от российского правительства композитор получил орден Святого Владимира IV степени.
В 1885 году Чайковский стал членом совета директоров Русского музыкального общества, а вскоре возглавил его московское отделение. Композитор стал помогать начинающим музыкантам, выбирал их произведения для новых концертов.
В том же году Чайковский приобрел имение Майданово недалеко от подмосковного города Клина. В дневнике композитор писал: «Чем ближе подвигаешься к старости, тем живее чувствуешь наслаждения от близости к природе». В своей усадьбе Чайковский написал симфонию «Манфред», оперы «Черевички» и «Чародейка».
#16
«Жить без Вас я не могу»: личная жизнь
#18
В 1868 году на одном из концертов Петр Чайковский познакомился с французской оперной певицей Дезире Арто. Она приехала на гастроли в Россию. Для Арто композитор сочинил несколько романсов и пьесу. Брату Модесту он писал: «Ах! Модинька… если б ты знал, какая певица и актриса Арто! Еще никогда я не бывал под столь сильным обаянием артиста, как в сей раз». Чайковский даже хотел жениться на Арто, однако против свадьбы выступили ее родители. Композитор и певица расстались, но сохранили дружеские отношения. В 1880-х по просьбе Арто Чайковский написал для нее несколько романсов на стихи французских поэтов.
Единственной супругой Чайковского была студентка Московской консерватории Антонина Милюкова. Они познакомились в 1872 году на одном из музыкальных вечеров. Милюкова присылала Чайковскому записки с признаниями в любви: «Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой. Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй».
Чайковский и Милюкова поженились в 1877 году, однако вместе прожили всего несколько недель. Развод они так и не оформили, но в дальнейшем почти не общались.
Единственной супругой Чайковского была студентка Московской консерватории Антонина Милюкова. Они познакомились в 1872 году на одном из музыкальных вечеров. Милюкова присылала Чайковскому записки с признаниями в любви: «Жить без Вас я не могу, а потому скоро, может, покончу с собой. Так дайте же мне посмотреть на Вас и поцеловать Вас так, чтобы и на том свете помнить этот поцелуй».
Чайковский и Милюкова поженились в 1877 году, однако вместе прожили всего несколько недель. Развод они так и не оформили, но в дальнейшем почти не общались.
#19
«Это был триумф победителей во главе с Петром Ильичом»: последние годы жизни
#20
В 1887 году Петр Чайковский переехал из Майданова в усадьбу Фроловское. Он писал: «Я не буду видеть ненавистных дачников, гуляющих под моими окнами, как это было в Майданове».
В конце 1880-х композитор работал над Пятой симфонией. В этом произведении он хотел выразить «чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». Премьера симфонии состоялась в ноябре 1888 года в Петербурге. Позднее Чайковский писал:
В конце 1880-х композитор работал над Пятой симфонией. В этом произведении он хотел выразить «чисто личное чувство уходящей жизни и страх смерти». Премьера симфонии состоялась в ноябре 1888 года в Петербурге. Позднее Чайковский писал:
#21
Сыграв мою новую симфонию два раза в Петербурге и раз в Праге, я пришел к убеждению, что симфония эта неудачна. Есть в ней что-то такое отталкивающее, какой-то излишек пестроты и неискренности, деланности. И публика инстинктивно сознает это. <…> Неужели я уже, как говорится, исписался, и теперь могу только повторяться и подделываться под свою прежнюю манеру?
#22
В 1889 году Чайковский отправился в гастрольный тур по Европе, а после него решил остаться на несколько месяцев в Италии. Там по просьбе директора Императорских театров Ивана Всеволожского композитор написал оперу «Пиковая дама» по одноименной повести Александра Пушкина. Премьера произведения с успехом прошла в 1890 году в Петербурге. Брат композитора Модест Чайковский вспоминал: «Ни одна опера Петра Ильича на первом представлении не была исполнена так прекрасно». В том же году состоялась еще одна премьера — балет Чайковского «Спящая красавица» по одноименной сказке Шарля Перро. Племянник композитора Юрий Давыдов писал:
#23
Трудно передать состояние зрителей… возбужденные лица, слезы на глазах, усталые от аплодисментов руки и охрипшие голоса молодежи. Это действительно был триумф победителей во главе с Петром Ильичом, которого выводила за руку прима-балерина [Карлотта] Брианца.
#24
В 1891 году Чайковский вновь переехал. Он поселился в Клину, где написал оперу «Иоланта» по пьесе Генрика Герца «Дочь короля Рене» и балет «Щелкунчик». Премьеры этих произведений прошли в Мариинском театре в 1892 году.
К августу 1893 года Чайковский закончил Шестую симфонию. Публика встретила произведение неоднозначно, но сам композитор назвал его главным в своей жизни: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением». Шестую симфонию Чайковский посвятил своему племяннику Владимиру Давыдову.
В 1890-х Чайковский стал всемирно известен: в Великобритании ему присвоили степень почетного доктора Кембриджского университета; в Германии, Франции, Италии постоянно ставили его балеты и оперы.
В конце октября 1893 года в Петербурге началась эпидемия холеры. Заразился ей и Чайковский. 2 ноября врач Лев Бертенсон обнаружил у композитора «холеру в самой злой форме». А уже через несколько дней, 6 ноября 1893 года, Петр Чайковский умер. Похоронили композитора в Александро-Невской лавре, в Некрополе мастеров искусств, в Петербурге.
К августу 1893 года Чайковский закончил Шестую симфонию. Публика встретила произведение неоднозначно, но сам композитор назвал его главным в своей жизни: «С этой симфонией происходит что-то странное! Она не то чтобы не понравилась, но произвела некоторое недоумение. Что касается меня самого, то я ею горжусь более, чем каким-либо другим моим сочинением». Шестую симфонию Чайковский посвятил своему племяннику Владимиру Давыдову.
В 1890-х Чайковский стал всемирно известен: в Великобритании ему присвоили степень почетного доктора Кембриджского университета; в Германии, Франции, Италии постоянно ставили его балеты и оперы.
В конце октября 1893 года в Петербурге началась эпидемия холеры. Заразился ей и Чайковский. 2 ноября врач Лев Бертенсон обнаружил у композитора «холеру в самой злой форме». А уже через несколько дней, 6 ноября 1893 года, Петр Чайковский умер. Похоронили композитора в Александро-Невской лавре, в Некрополе мастеров искусств, в Петербурге.
читать дальшескрыть