Сочинение музыки продолжалось год с небольшими перерывами, поскольку Чайковский одновременно работал и над другими произведениями (в том числе над Третьей симфонией). Инструментовка балета, судя по дате в конце автографа партитуры, была закончена 10 апреля 1876 года в Глебове — имении М.В. Шиловской.
Премьера балета состоялась на сцене московского Большого театра в 1877 году в декорациях Карла Вальца (II и IV акты), Ивана Шангина (I акт), Карла Гроппиуса (III акт). Партию Одетты (и, вероятно, Одиллии) на премьере спектакля исполнила балерина Полина Карпакова, партию принца Зигфрида — Арнольд Гиллерт. Постановка Рейзингера успеха не имела и была признана неудачной: музыкальный критик Герман Ларош писал, что «по танцам „Лебединое озеро“ едва ли не самый казенный, скучный и бедный балет, что дается в России», другие критики иронизировали по поводу «замечательного умения» Рейзингера «вместо танцев устраивать какие-то гимнастические упражнения» и заимствовать характерные танцы из других балетов.
Классической для последующих постановок стала версия балета, осуществленная уже после смерти композитора балетмейстерами Мариусом Петипа (I и III акты) и Львом Ивановым (II и IV акты, венецианский и венгерский танцы III акта). Автором переделанного либретто выступил Модест Чайковский. Премьера состоялась в бенефис популярной итальянской танцовщицы Пьерины Леньяни, которая блестяще исполнила партии Одетты-Одиллии в 1895 году на сцене Мариинского театра. Петербургские постановщики изменили трагический финал на счастливый.