Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Москва, Вид на Кремль

Время создания
1936
Место создания
Москва
Размер
100x150 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

Борис Николаевич Яковлев (1890—1972) — русский и советский художник-пейзажист, уроженец Москвы. В семье Яковлевых было четыре сына: Борис и Василий стали художниками, ещё двое — Константин и Юрий — архитекторами. Отец семьи был купцом-аптекарем, а мама занималась воспитанием детей, прививая любовь к живописи. Борис начал рисовать рано, но, в отличие от Василия, не мечтал о карьере художника. Василий и Борис поступили в Московский университет на физико-математический факультет и закончили его. После, вслед за братом Василием, в 1915 году Борис Николаевич поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую А.М. Васнецова и А.С. Степанова. Его преподавателями стали С.В. Малютин, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин. Этот состав учителей позволил Борису Яковлеву унаследовать традиции русской реалистической школы живописи. Впоследствии Б.Н. Яковлев стал лауреатом Сталинской премии, членом-корреспондентом АХ СССР, Народным художником РСФСР, преподавал во ВГИКе.

Борис Николаевич Яковлев начал самостоятельную творческую жизнь в эпоху бурного становления советского общества. Его картина «Транспорт налаживается» 1923 года была объявлена классикой социалистического реализма. Яковлев писал много индустриальных пейзажей, а его излюбленным мотивом был архитектурный образ Москвы. Он одним из первых художников почувствовал и зафиксировал на холстах изменения в жизни молодой страны 1920-х годов.

Известна его серия работ, посвященная Москве. В постоянной экспозиции Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Русское искусство XIX–XX вв.» представлена работа Бориса Николаевича «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года. Есть и более ранние картины с изображением Старого Москворецкого моста. Например, в 1911 году панораму Москвы с видом на Кремль с Москворецкого моста написал Константин Фёдорович Юон, а в 1914 году в импрессионистском стиле тот же вид изобразил Константин Алексеевич Коровин (18611939).

Работа из собрания нашего музея является одним из последних живописных произведений, где запечатлен Старый Москворецкий мост, построенный в 1872 году. Поэтому сейчас представленный архитектурный пейзаж для многих уже неузнаваем. Мост стоял на одной линии с улицей Пятницкой в Замоскворечье и Москворецкой улицей в Зарядье. Но, в соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы, Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов — Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский. Согласно Генплану, Большой Москворецкий мост занимал центральное место среди возводимых мостов. Для реализации задуманной реконструкции была снесена часть застройки Москворецкой улицы и застройка части Острова перед Малым Москворецким мостом . Именно застройку Москворецкой улицы мы наблюдаем «с фасада» на картине Бориса Николаевича. Современный железобетонный Большой Москворецкий мост построен в период 1936–1938 годов (архитекторы А.В. Щусев, П.М. Сардарян, инженер В.С. Кириллов) в нескольких десятках метров к западу. Неизменным остался Кремль. На картине Яковлева мы узнаем Колокольню Ивана Великого внутри стен Кремля, Беклемишевская (Москворецкая) башня явно выделяется своим величием в левой части полотна, двигаясь дальше по крепостным стенам Кремля, мы увидим Константино-Еленинскую и Спасскую башни. Справа от Спасской башни виднеются главы Собора Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву).

Важной деталью в картине является изображение красно- и сине-желтых трамваев, которые с 1909 года начали ходить через Красную площадь. Летом 1909 г. трамвайную линию проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, оттуда трамваи направлялись вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост. В 1930-х годах движение трамваев по Красной площади всё — таки прекратилось.

Можно сказать, что в картине Бориса Николаевича Яковлева «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года передано присущее и другим произведениям художника на эту тему восторженное отношение к красоте и величию любимого города, которое он сумел выразить подчеркнуто живописно.



Лилианна Гоголина

Научный сотрудник Сочинского художественного музея им. Д.Д. Жилинского

#3
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Москва, Вид на Кремль

Время создания
1936
Место создания
Москва
Размер
100x150 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%