Борис Николаевич Яковлев (1890—1972) — русский и советский художник-пейзажист, уроженец Москвы. В семье Яковлевых было четыре сына: Борис и Василий стали художниками, ещё двое — Константин и Юрий — архитекторами. Отец семьи был купцом-аптекарем, а мама занималась воспитанием детей, прививая любовь к живописи. Борис начал рисовать рано, но, в отличие от Василия, не мечтал о карьере художника. Василий и Борис поступили в Московский университет на физико-математический факультет и закончили его. После, вслед за братом Василием, в 1915 году Борис Николаевич поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую А.М. Васнецова и А.С. Степанова. Его преподавателями стали С.В. Малютин, К.А. Коровин, А.Е. Архипов и Н.А. Касаткин. Этот состав учителей позволил Борису Яковлеву унаследовать традиции русской реалистической школы живописи. Впоследствии Б.Н. Яковлев стал лауреатом Сталинской премии, членом-корреспондентом АХ СССР, Народным художником РСФСР, преподавал во ВГИКе.
Борис Николаевич Яковлев начал самостоятельную творческую жизнь в эпоху бурного становления советского общества. Его картина «Транспорт налаживается» 1923 года была объявлена классикой социалистического реализма. Яковлев писал много индустриальных пейзажей, а его излюбленным мотивом был архитектурный образ Москвы. Он одним из первых художников почувствовал и зафиксировал на холстах изменения в жизни молодой страны 1920-х годов.
Известна его серия работ, посвященная Москве. В постоянной экспозиции Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского «Русское искусство XIX–XX вв.» представлена работа Бориса Николаевича «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года. Есть и более ранние картины с изображением Старого Москворецкого моста. Например, в 1911 году панораму Москвы с видом на Кремль с Москворецкого моста написал Константин Фёдорович Юон, а в 1914 году в импрессионистском стиле тот же вид изобразил Константин Алексеевич Коровин (1861—1939).
Работа из собрания нашего музея является одним из последних живописных произведений, где запечатлен Старый Москворецкий мост, построенный в 1872 году. Поэтому сейчас представленный архитектурный пейзаж для многих уже неузнаваем. Мост стоял на одной линии с улицей Пятницкой в Замоскворечье и Москворецкой улицей в Зарядье. Но, в соответствии с принятым в 1935 году Генеральным планом реконструкции Москвы, Москворецкую излучину Москвы-реки должны были пересечь пять новых мостов — Крымский, Большой Каменный, Большой Москворецкий, Большой Устьинский и Большой Краснохолмский. Согласно Генплану, Большой Москворецкий мост занимал центральное место среди возводимых мостов. Для реализации задуманной реконструкции была снесена часть застройки Москворецкой улицы и застройка части Острова перед Малым Москворецким мостом. Именно застройку Москворецкой улицы мы наблюдаем «с фасада» на картине Бориса Николаевича. Современный железобетонный Большой Москворецкий мост построен в период 1936–1938 годов (архитекторы А.В. Щусев, П.М. Сардарян, инженер В.С. Кириллов) в нескольких десятках метров к западу. Неизменным остался Кремль. На картине Яковлева мы узнаем Колокольню Ивана Великого внутри стен Кремля, Беклемишевская (Москворецкая) башня явно выделяется своим величием в левой части полотна, двигаясь дальше по крепостным стенам Кремля, мы увидим Константино-Еленинскую и Спасскую башни. Справа от Спасской башни виднеются главы Собора Василия Блаженного (Собор Покрова Богородицы на Рву).
Важной деталью в картине является изображение красно- и сине-желтых трамваев, которые с 1909 года начали ходить через Красную площадь. Летом 1909 г. трамвайную линию проложили от Забелинского проезда в виде петли к Верхним торговым рядам и мимо памятника Минину и Пожарскому (он тогда стоял в центре площади) к Покровскому Собору, оттуда трамваи направлялись вниз по Васильевскому спуску на Москворецкий мост. В 1930-х годах движение трамваев по Красной площади всё — таки прекратилось.
Можно сказать, что в картине Бориса Николаевича Яковлева «Вид на Кремль со стороны Старого Москворецкого моста» 1936 года передано присущее и другим произведениям художника на эту тему восторженное отношение к красоте и величию любимого города, которое он сумел выразить подчеркнуто живописно.