Шрифт
Цвет
Графика
Изображение точки

Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:

1. Установите приложение ARTEFACT для iOS или Android;

2. Найдите выставку «Русское искусство XIX–XX веков»

3. Нажмите на кнопку «Распознать» и наведите камеру на экспонат;

Скрыть точки интересаПоказать точки интереса
Показать в высоком качестве

Катя

Время создания
1976
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
70x50 см
Техника
холст, масло
0
Открыть в приложении
#2

Лариса Николаевна Кириллова (Котова) (р. 1943) — российский советский живописец и педагог, Заслуженный художник РСФСР (1987), член-корреспондент АХ СССР (1988), действительный член Российской академии художеств, член Санкт-Петербургского Союза художников.


Лариса Николаевна Кириллова родилась в Новосибирске, но большая часть ее жизненного и профессионального пути связана с Санкт-Петербургом. В 1962 году Кириллова окончила в Ленинграде Среднюю художественную школу и поступила на живописный факультет ЛИЖСА имени И.Е. Репина, который окончила в 1968 году по мастерской портретиста Виктора Михайловича Орешникова с присвоением квалификации художника живописи. Под его же руководством, в 1971–1974 годах Лариса Николаевна работала в творческой мастерской АХ СССР. Параллельно, с 1973 года художница начала преподавать в Средней Художественной школе при ЛИЖСА имени И.Е. Репина (ныне — лицей имени Б.В. Иогансона РАХ), где впоследствии на протяжении многих лет Лариса Николаевна будет занимать должность директора и педагога, сохраняя и развивая традиции обучения в лицее. За годы ее руководства в лицее прошли обучение многие известные художники.


На сегодняшний день Лариса Николаевна — одна из ведущих представительниц ленинградской школы живописи, работающая в жанре портрета и тематической картины. Картины Ларисы Кирилловой демонстрируют быт современников художницы в интерьерах их квартир или занятых трудом. Образы ее героев непосредственные и, в то же время, глубокие. Этот эффект художнице удается благодаря индивидуальному изобразительному языку, который отличает завершенность форм, замедленная ритмика линий, поз, жестов людей, сочетающейся с ясной гармонией цветовых решений.


Важно отметить, что для творчества Кирилловой характерно обращение к вечным сюжетам искусства, на которые отзывается душа каждого человека, например, материнство и семья. Одна из основных тем картин художницы — образ женщины в современном мире. Сама Лариса Николаевна говорит так: «Меня волнует женское начало в жизни, и даже — женская доля. В этом — обоснование моей привязанности к женскому портрету. Мне хочется выразить красоту, обаяние и простоту моих современниц». Волнующую художницу тему, она часто раскрывает образах дочери и в автопортретах.

В творчестве Ларисы Николаевны часто прослеживаются аллюзии на Ренессанс. Художница создает новое, опираясь на опыт эпохи Возрождения. Вдохновением для нее являются творения итальянского и северного Возрождения, в сочетании с традициями русского искусства, идущих от А.Г. Венецианова, К.С. Петрова-Водкина, З.Е. Серебряковой и Д.Д. Жилинского.


В собрании Сочинского художественного музея имени Дмитрия Дмитриевича Жилинского представлен поясной портрет «Катя» (1976) кисти художницы. С картины на зрителя смотрит дочь Ларисы Кирилловой — Екатерина. Перед ней на столе расположен лист бумаги и карандаши. В правой руке Кати желтый карандаш, которым она рисует портрет девушки с ярким румянцем и золотистыми волосами. По словам Екатерины, в детстве она любила рисовать сказочных принцесс и героев сказок.

При безупречном портретном сходстве, изображение Кати явно отсылает нас к знаменитому «Портрету мальчика» итальянского живописца Бернардино Пинтуриккио, созданного приблизительно в XVI веке, где ребенок предстает на фоне далекого пейзажа. Сегодня это произведение эпохи Возрождения хранится в Дрезденской галерее. Художница талантливо ведет живописный диалог с мастером Ренессанса. Например, первое стилевое сходство между портретами — это колорит произведений, где доминирует алый цвет одежд, контрастирующий с благородной гаммой коричнево-охристых и серых тонов заднего плана. Добавим только, что акцентный красный Лариса Николаевна использует и в других своих работах, например «На прополке» 1975, «Девушки села Чёрное» 1976 или «Портрет Тани Кашменской» 1977 года. Прическа Кати — аккуратно обрамляющие лицо волосы до плеч, также отсылают нас к «Портрету мальчика». Лицо Кати художница выделила светом, ведь именно лицо — основной акцент картины, призванный привлечь внимание к главному — внутреннему состоянию и настроению девочки. И у Пинтуриккио и у Кирилловой внимание зрителя приковывает глубокий, смотрящий прямо в душу взгляд портретируемых, сосредоточенный и серьезный, как будто не соответствующий их юному возрасту. Кирилловой, как и Пинтуриккио, удается соотнести детские черты лица с серьезными чертами взрослого. Еле заметная улыбка Кати, её глубокий взгляд и недетская задумчивость отражают важный жизненный этап взросления девочки.


Лариса Кириллова создала целую галерею прекрасных женских образов. К ним мы относим и «Катю» 1976 года. В данной работе прослеживаются ключевые особенности творчества Ларисы Николаевны: верность классическим традициям, поиски совершенной формы и гармонии цвета, стремление передать сокровенное в человеке посредством живописи. В дальнейшем Лариса Николаевна — художница и Мама, напишет и другие портреты дочери. Благодаря творчеству Ларисы Кирилловой, мы имеем возможность шаг за шагом, буквально «по полотнам» проследить, как менялась «Катя» вплоть до сегодняшнего дня. Как менялся её взгляд.

#3
#5
Посмотреть в Госкаталоге
читать дальшескрыть

Катя

Время создания
1976
Место создания
Санкт-Петербург
Размер
70x50 см
Техника
холст, масло
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Поделиться
ВконтактеОдноклассникиTelegram
Разместить на сайте
Скопировать ссылкуСкопировано
Скопировать код
Открыть в приложении
Чтобы увидеть режим дополненной реальности в действии:
  1. Установите приложение ARTEFACT для 
  2. iOS или Android;
  3. Найдите выставку «Картины в деталях»
  4. Нажмите на кнопку «Начать просмотр» и наведите камеру на картину;
  5. Перелистывайте картины на компьютере и следите за происходящим на экране смартфона.
 
Мы используем Cookies
Во время посещения данного сайта, Минкультуры России может использовать общеотраслевую технологию, называемую cookie. Файлы cookie представляют собой небольшие фрагменты данных, которые временно сохраняются на вашем компьютере или мобильном устройстве, и обеспечивают более эффективную работу сайта. Продолжая просматривать данный сайт, Вы соглашаетесь с использованием файлов cookie и принимаете условия.
Подробнее об использованииСкрыть
Содержимое доступно только на русском
%title%%type%