Заслуженный художник РСФСР, народный художник МАССР Валентин Попков начал свой творческий путь в середине 1960-х годов. Молодой выпускник Казанского художественного училища ориентировался на работы мастеров «сурового стиля» — одного из направлений в советской реалистической живописи. Характерными особенностями «сурового стиля» были полновесность тем, неприукрашенное отражение действительности, героизм трудовых будней, монументальность обобщенного художественного образа.
С программного полотна Валентина Попкова «Наши деды» начинается развитие духовно-нравственной линии творчества художника. Будучи еще совсем молодым человеком, он обратился к «немодной» в то время в искусстве теме стариков. Выбор темы отразил его взгляды на традиции, преемственность поколений, историческую память.
В картине «Наши деды» символично звучит мысль художника о том, что будущее произрастает из опыта прошлого, а все лучшие достижения настоящего основаны на заложенных ранее традициях. Монументальные образы героев полотна предстают как основа незыблемых человеческих ценностей современного мира.
Повествовательный сюжет в картине как таковой отсутствует. У стен нового деревенского сруба собрались покурить и поговорить колхозные ветераны. За плечами каждого из них — сложный жизненный путь, война, своя неповторимая судьба.
Каждому герою Валентин Попков дает индивидуальную психологическую характеристику. В то же время художник наделяет своих персонажей общими чертами простоты, достоинства и мужества. Фигуры героев максимально приближены к зрителю, что дает возможность общения с ними, вхождения в их историю.
В картине Попкова ветераны, как былинная богатырская застава, словно «вырастают» из земли. Они уподоблены могучим кряжистым дубам, уходящим корнями в родную почву. Художник воспринимает своих героев как хранителей народной мудрости и нравственных идеалов.
Живописец использует фризовое построение картины, при котором изображение дается длинной горизонтальной полосой. Благодаря данному приему композиция приобретает монументальную устойчивость и наполняется величавым ритмом, подтверждающим идею произведения.
С программного полотна Валентина Попкова «Наши деды» начинается развитие духовно-нравственной линии творчества художника. Будучи еще совсем молодым человеком, он обратился к «немодной» в то время в искусстве теме стариков. Выбор темы отразил его взгляды на традиции, преемственность поколений, историческую память.
В картине «Наши деды» символично звучит мысль художника о том, что будущее произрастает из опыта прошлого, а все лучшие достижения настоящего основаны на заложенных ранее традициях. Монументальные образы героев полотна предстают как основа незыблемых человеческих ценностей современного мира.
Повествовательный сюжет в картине как таковой отсутствует. У стен нового деревенского сруба собрались покурить и поговорить колхозные ветераны. За плечами каждого из них — сложный жизненный путь, война, своя неповторимая судьба.
Каждому герою Валентин Попков дает индивидуальную психологическую характеристику. В то же время художник наделяет своих персонажей общими чертами простоты, достоинства и мужества. Фигуры героев максимально приближены к зрителю, что дает возможность общения с ними, вхождения в их историю.
В картине Попкова ветераны, как былинная богатырская застава, словно «вырастают» из земли. Они уподоблены могучим кряжистым дубам, уходящим корнями в родную почву. Художник воспринимает своих героев как хранителей народной мудрости и нравственных идеалов.
Живописец использует фризовое построение картины, при котором изображение дается длинной горизонтальной полосой. Благодаря данному приему композиция приобретает монументальную устойчивость и наполняется величавым ритмом, подтверждающим идею произведения.