Тема памяти и преемственности поколений с юности волновала Валентина Попкова. В созданных в 1960-е годы ранних работах «Пчеловод Антон» (1967), «Наши деды» (1969) художник размышляет на тему сохранения традиций в жизни общества. На протяжении всего своего творчества мастер разрабатывает эту тему, которая раскрывает философское видение автора, представляет основы его веры и нравственной позиции. Наиболее полно это представлено в картине «Полочка памяти».
Художник использует натурно-ассоциативный метод работы, позволяющий опираться на натурные наблюдения, но преломлять их в свете своего художественного видения, обращаясь к ассоциациям и авторской рефлексии. Такой подход придает картинам Валентина Попкова глубокий смысловой подтекст, обогащает их символикой образов.
Полотно «Полочка памяти» сложно отнести к определенному жанру. С одной стороны, это натюрморт, в котором раскрывается жизнь многочисленных предметов бытия. С другой стороны, это интерьер, но без четкой характеристики. Что-то мешает назвать «Полочку памяти» либо натюрмортом, либо интерьером — слишком неоднозначен ее смысл.
Неопределенным является и время картины. В ней нет явного движения, развития действия, но есть наложение пластов времени. Фотографии двух предыдущих поколений семьи Попковых и автопортрет самого художника в зеркале подчеркивают пересечение прошлого и настоящего.
Композиция картины условно разделяет холст на две части: реальную и ирреальную. К реальной относится сама полочка с предметами — памятными сувенирами, радиоприемником, керосиновой лампой. Старинная икона и деревянная плакетка с распятием служат окном в мир духовный. Они являются вершиной равнобедренного треугольника, составляющего устойчивую основу композиции. В полотне конкретно видимое сочетается с невидимым, воображаемым.
Символичен в этой работе и выбор цвета. Золотой свет иконы символизирует божественное присутствие. Зеленый фон картины поражает богатством нюансов — от густого малахита до цвета майской травы. При этом изумрудный фон включает голубые и синие оттенки, что дает символику двух образов — земли и неба, объединенных в одно пространство.
Художник использует натурно-ассоциативный метод работы, позволяющий опираться на натурные наблюдения, но преломлять их в свете своего художественного видения, обращаясь к ассоциациям и авторской рефлексии. Такой подход придает картинам Валентина Попкова глубокий смысловой подтекст, обогащает их символикой образов.
Полотно «Полочка памяти» сложно отнести к определенному жанру. С одной стороны, это натюрморт, в котором раскрывается жизнь многочисленных предметов бытия. С другой стороны, это интерьер, но без четкой характеристики. Что-то мешает назвать «Полочку памяти» либо натюрмортом, либо интерьером — слишком неоднозначен ее смысл.
Неопределенным является и время картины. В ней нет явного движения, развития действия, но есть наложение пластов времени. Фотографии двух предыдущих поколений семьи Попковых и автопортрет самого художника в зеркале подчеркивают пересечение прошлого и настоящего.
Композиция картины условно разделяет холст на две части: реальную и ирреальную. К реальной относится сама полочка с предметами — памятными сувенирами, радиоприемником, керосиновой лампой. Старинная икона и деревянная плакетка с распятием служат окном в мир духовный. Они являются вершиной равнобедренного треугольника, составляющего устойчивую основу композиции. В полотне конкретно видимое сочетается с невидимым, воображаемым.
Символичен в этой работе и выбор цвета. Золотой свет иконы символизирует божественное присутствие. Зеленый фон картины поражает богатством нюансов — от густого малахита до цвета майской травы. При этом изумрудный фон включает голубые и синие оттенки, что дает символику двух образов — земли и неба, объединенных в одно пространство.