1 / 4
#1
Леон Зак
Иудейки
#2
#3
Леон Зак — поэт, скульптор, теоретик и идеолог эгофутуризма, график, иллюстратор книжных изданий, театральный художник, представитель Парижской школы — родился в Нижегородской губернии в купеческой еврейской семье. В 1902–1911 годах учился в гимназии при Лазаревском институте восточных языков в Москве; окончил гимназию с отличием. В 1916 году окончил романо-германское отделение историко-филологического факультета Московского университета.
Рисовать и выставляться Зак начал еще в гимназические годы. В 1910-х он работал вместе с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, участвовал в выставках Московского товарищества художников, выставлялся вместе с мирискусниками, делал рисунки для журнала «Золотое руно».
В 1920 году Зак покинул страну и, проведя два года в Константинополе, Риме и Флоренции, поселился в Берлине, где начал работать театральным художником. Балетные декорации и костюмы русского эмигранта высоко оценили в немецкой прессе. В 1923 году он перебрался в Париж, куда стремился все последние годы. В 1938 году Зак получил французское гражданство; в 1941-м принял католичество.
После войны художник отходит от фигуративности, характерной для его живописных работ, и начинает заниматься абстракцией. В парижских галереях проходит ряд его персональных выставок, он участвует в международных выставках в Венеции, Лондоне, Париже. В 1960 году Зак вместе с женой посетил СССР. В эти годы он много занимается скульптурой, резьбой по камню, делает витражи для соборов, иллюстрирует книжные издания, работает в жанре livre d’artiste. В 1970 году художник получил приз Президента Французской республики на биеннале в Ментоне. Самой крупной из состоявшихся при жизни Зака персональных выставок стала большая ретроспектива в Музее современного искусства города Парижа в 1977 году.
С юных лет и до самой своей смерти Зак писал стихи и различные литературные тексты, в основном под псевдонимами Хрисанф и М. Россиянский. В 1970 году под псевдонимом М. Россиянский он выпустил в Мюнхене сборник избранных стихотворений «Утро внутри. 1913–1970». Рукописи стихотворений Зака хранятся в библиотеке филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.
Леон Зак скончался 30 марта 1980 года в городе Ванв, пригороде Парижа.
Рисовать и выставляться Зак начал еще в гимназические годы. В 1910-х он работал вместе с Михаилом Ларионовым и Натальей Гончаровой, участвовал в выставках Московского товарищества художников, выставлялся вместе с мирискусниками, делал рисунки для журнала «Золотое руно».
В 1920 году Зак покинул страну и, проведя два года в Константинополе, Риме и Флоренции, поселился в Берлине, где начал работать театральным художником. Балетные декорации и костюмы русского эмигранта высоко оценили в немецкой прессе. В 1923 году он перебрался в Париж, куда стремился все последние годы. В 1938 году Зак получил французское гражданство; в 1941-м принял католичество.
После войны художник отходит от фигуративности, характерной для его живописных работ, и начинает заниматься абстракцией. В парижских галереях проходит ряд его персональных выставок, он участвует в международных выставках в Венеции, Лондоне, Париже. В 1960 году Зак вместе с женой посетил СССР. В эти годы он много занимается скульптурой, резьбой по камню, делает витражи для соборов, иллюстрирует книжные издания, работает в жанре livre d’artiste. В 1970 году художник получил приз Президента Французской республики на биеннале в Ментоне. Самой крупной из состоявшихся при жизни Зака персональных выставок стала большая ретроспектива в Музее современного искусства города Парижа в 1977 году.
С юных лет и до самой своей смерти Зак писал стихи и различные литературные тексты, в основном под псевдонимами Хрисанф и М. Россиянский. В 1970 году под псевдонимом М. Россиянский он выпустил в Мюнхене сборник избранных стихотворений «Утро внутри. 1913–1970». Рукописи стихотворений Зака хранятся в библиотеке филологического факультета Еврейского университета в Иерусалиме.
Леон Зак скончался 30 марта 1980 года в городе Ванв, пригороде Парижа.
#4
Об издании
#6
Леон Зак. «Иудейки»
#5
Пьеса «Иудейки» — это последняя пьеса одного из самых известных ренессансных французских драматургов Робера Гарнье (1544–1590). Пьеса была написана в 1583 году и в некотором смысле навеяна автору трагедиями Сенеки. События пьесы развиваются в I тысячелетии до н. э., и в основе сюжета лежит предание об иудейском царе Седекии. Трагедия Гарнье повествует о народных бедствиях, которые сопутствуют любой войне, содержит обширные морализаторские монологи.
Леон Зак много работал в книжной иллюстрации, создавая в том числе циклы оригинальной печатной графики для изданий livre d’artiste. Выполненная в технике литографии серия иллюстраций, созданная художником для данного издания, отличается от всего, что он делал до этого в книжной графике. Каждый из пяти актов пьесы предваряется полосной литографией со стилизованной древнееврейской символикой; изображения героев напоминают скульптурные композиции. Во всех иллюстрациях серии просматривается опыт работы Зака в качестве театрального художника: персонажи трагедии помещены в сценические декорации. Литографии выполнены в трех цветах: черно-белое изображение с фоновой сепией. Такое решение художника придает изображаемым мизансценам особый трагизм и торжественность.
Леон Зак много работал в книжной иллюстрации, создавая в том числе циклы оригинальной печатной графики для изданий livre d’artiste. Выполненная в технике литографии серия иллюстраций, созданная художником для данного издания, отличается от всего, что он делал до этого в книжной графике. Каждый из пяти актов пьесы предваряется полосной литографией со стилизованной древнееврейской символикой; изображения героев напоминают скульптурные композиции. Во всех иллюстрациях серии просматривается опыт работы Зака в качестве театрального художника: персонажи трагедии помещены в сценические декорации. Литографии выполнены в трех цветах: черно-белое изображение с фоновой сепией. Такое решение художника придает изображаемым мизансценам особый трагизм и торжественность.
#7
Леон Зак. «Иудейки»
#8
Самостоятельный интерес представляют выполненные художником заставки и концовки, в лаконичной форме содержащие элементы религиозной символики.
Издание «Иудейки» по совершенству макета, типографике и серии иллюстраций являет собой одну из лучших работ Зака в жанре livre d’artiste.
Издание «Иудейки» по совершенству макета, типографике и серии иллюстраций являет собой одну из лучших работ Зака в жанре livre d’artiste.
читать дальшескрыть
00:00
00:00
1x
Иудейки
Время создания
1948
Размер
33x25,5 см
Коллекция
0
Наведите камеру вашего смартфона, чтобы открыть в приложении
Открыть в приложении
Поделиться