Фёдор Антонович Бруни (1799—1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического направления в живописи.
Персона
Бруни Фёдор Антонович
#1
А. Г. Горавский.
«Ректор по живописи и ваянию Императорской Академии художеств профессор Ф. А. Бруни» (1871).
#2
#3
Происхождение
#4
Появился на свет в семье живописца Антонио Бруни, уроженца итальянской Швейцарии. При рождении будущий художник получил имя Фиделио. Однако в 1807 году, когда семья переехала в Россию (Антонио Бруни стал придворным художником и реставратором), был переименован в Федора.
#5
Ранние годы
#6
В девятилетнем возрасте был отдан на учение в Воспитательное училище при Академии художеств, занимался под руководством А. Е. Егорова, А. И. Иванова (старшего) и В. К. Шебуева, оказавших также большое влияние на творчество другого великого русского академического живописца Карла Брюллова.
Мальчик оказался очень восприимчив к художественному образованию и уже в 1813 году получил серебряную медаль за рисунок с натуры. Его выпускная (1818 год) работа, полотно «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», заработало Федору Антоновичу аттестат первой степени.
Мальчик оказался очень восприимчив к художественному образованию и уже в 1813 году получил серебряную медаль за рисунок с натуры. Его выпускная (1818 год) работа, полотно «Улисс, потерпевший кораблекрушение перед Навзикаей», заработало Федору Антоновичу аттестат первой степени.
#7
Жизненный путь
#8
По окончании обучения в 1818 году, Фиделио, отец которого посчитал, что юноше только предстоит еще закончить художественное образование, был направлен для совершенствования мастерства в Италию: этот шаг подсказал Антонио Бруни один из преподавателей училища при Академии Художеств, В. К. Шебуев. Это путешествие во многом предопределило творческие устремления художника. В Италии Федор Антонович с головой окунается в художественную традицию Ренессанса. Здесь художник определяется с главными направлениями творчества: сосредотачивается на античных, библейских сюжетах и портретах. В Италии Бруни пробыл до 1835 года.
#9
Он еще не достиг 22 лет, когда принялся за работу над своей первой большой картиной «Смерть Камиллы, сестры Горация». В 1824 году готовая работа была выставлена в Капитолии и принесла автору немалую известность. Именно за нее во второй половине 1830-х Бруни получит звание академика, когда картина, наконец, достигнет российской столицы.
#10
При всей строгости академического стиля Ф. А. Бруни в его творчестве проступали и романтические черты. Их можно наблюдать и в картине «Вакханка, поящая амура» (1828).
#11
В начале 1830-х Бруни начал огромное масштабное полото на библейский сюжет о медном змии, но не успел ее завершить: живописец был вызван в Санкт-Петербург для участия в росписи Исаакиевского собора.
#12
Видение Иезекииля о долине костей. Роспись на плафоне Исаакиевского собора.jpg
Сотворение мира. Эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора. 1841–1845 гг. (ГРМ).jpg
«Видение Иезекииля о долине костей» (роспись на плафоне Исаакиевского собора), «Сотворение мира» (эскиз стенной живописи для Исаакиевского собора)
#13
По прибытии в Россию в 1836 году написал в течение двух лет несколько образов и скомпоновал для алтаря Казанского собора большую картину-образ «Покров Пресвятые Богородицы», преподавал в Академии художеств одновременно с Карлом Брюлловым. В 1837 году написал «Портрет А. С. Пушкина на смертном одре», который получил широкое распространение в качестве литографии. Так художник получил широкую известность на своей второй родине.
#14
Портрет А. С. Пушкина на смертном одре (1837)
#15
Возвратиться в Италию к работе над своей главной картиной «Медный змий» Бруни смог только в 1838 году, и к 1840 году она была закончена. Уже в 1841 году она была привезена в Петербург, что стало триумфом живописца, сопоставимым с «Последним днем Помпеи» Карла Брюллова.
#16
мудный змий.jpg
posledny-den-pompei.jpg
Два гигантских шедевра двух современников «Медный змий» Ф. А. Бруни (1845) и «Последний день Помпеи» К. П. Брюллова (1833).
#17
Находясь в Италии, Бруни работает также над проектом росписей Исаакиевского собора в Петербурге. Всего за 1841–1845 года он создает 25 картонов, некоторые из которые из которых были исполнены в виде фресок и самим живописцем, и под его личным руководством.
#18
В 1849 году художник стал хранителем картинной галереи Эрмитажа, и пока занимал эту должность дважды ездил за границу для покупки картин, пополнивших императорскую коллекцию. С 1855 года занимал пост ректора Академии художеств по отделу живописи и ваяния (до 1871 года), а с 1866 года стал заведовать мозаичным отделением, которое сам и создал.
#19
Наследие
#20
За большой вклад в развитие живописи он был избран почётным членом Болонской и Миланской академий искусств, почётным профессором Флорентийской Академии художеств и Академии Святого Луки в Риме.
читать дальшескрыть