Иван Морозов — один старых мастеров Мстёры, сумевший сохранить в своем творчестве традиции древнерусского искусства. Художник родился в семье потомственных иконописцев, долгое время он создавал «стильные» иконы — то есть подражающие разным иконописным стилям. К миниатюрам на папье-маше мастер обратился в начале 1930-х годов, а творческий расцвет его пришелся на 1940–50-е годы.
Художник любил писать сказочные и исторические сюжеты. Особенно часто он изображал народную жизнь: пляски, хороводы, гадания на венках, ловлю рыбы. Отдельное место в его наследии занимают сцены сражений. Важно, что в сюжетах о многолюдных битвах ему удавалось создавать насыщенные и динамичные композиции, которые в то же время оставались простыми, зачастую почти симметричными.
Когда Иван Морозов дописывал очередное произведение, он делал с него несколько копий, чтобы закрепить с большим трудом найденное решение. «Икону писать было трудно, — рассказывал художник, — а миниатюру сочинять — в десять раз труднее…»
В целом почерк художника отличается лаконичностью, обобщенными формами, подчеркнутой декоративностью. Мастер часто пользовался приемом ритмического чередования цветовых пятен на плоскости: если смотреть на такую композицию немного издалека, она похожа на пестрый ковер с выверенным узором, хотя на самом деле в росписи есть целостный сюжет и каждый персонаж отличается особенным характером.
В этой миниатюре мастер обратился к пушкинской «Сказке о золотом петушке». Она рассказывает о жестоком и своенравном царе Дадоне. Однажды Мудрец подарил ему петушка, который мог предсказывать опасности, — так птица помогала воинам готовиться к нападениям и выигрывать битвы. В благодарность Мудрец попросил царя исполнить его желание, но Дадон в нужный момент нарушил обещание и убил его. Тогда петушок взлетел, сел на голову правителю и заклевал его до смерти.
На крышке ларца мастер запечатлел сцену встречи царя и народа: из ворот сказочного города к правителю выходит толпа жителей. Особенностью композиции стало присутствие второго плана, где лихо мчится многочисленная рать Дадона. Таким образом художник использовал прием из иконописи — противопоставил динамику и статику.
Художник любил писать сказочные и исторические сюжеты. Особенно часто он изображал народную жизнь: пляски, хороводы, гадания на венках, ловлю рыбы. Отдельное место в его наследии занимают сцены сражений. Важно, что в сюжетах о многолюдных битвах ему удавалось создавать насыщенные и динамичные композиции, которые в то же время оставались простыми, зачастую почти симметричными.
Когда Иван Морозов дописывал очередное произведение, он делал с него несколько копий, чтобы закрепить с большим трудом найденное решение. «Икону писать было трудно, — рассказывал художник, — а миниатюру сочинять — в десять раз труднее…»
В целом почерк художника отличается лаконичностью, обобщенными формами, подчеркнутой декоративностью. Мастер часто пользовался приемом ритмического чередования цветовых пятен на плоскости: если смотреть на такую композицию немного издалека, она похожа на пестрый ковер с выверенным узором, хотя на самом деле в росписи есть целостный сюжет и каждый персонаж отличается особенным характером.
В этой миниатюре мастер обратился к пушкинской «Сказке о золотом петушке». Она рассказывает о жестоком и своенравном царе Дадоне. Однажды Мудрец подарил ему петушка, который мог предсказывать опасности, — так птица помогала воинам готовиться к нападениям и выигрывать битвы. В благодарность Мудрец попросил царя исполнить его желание, но Дадон в нужный момент нарушил обещание и убил его. Тогда петушок взлетел, сел на голову правителю и заклевал его до смерти.
На крышке ларца мастер запечатлел сцену встречи царя и народа: из ворот сказочного города к правителю выходит толпа жителей. Особенностью композиции стало присутствие второго плана, где лихо мчится многочисленная рать Дадона. Таким образом художник использовал прием из иконописи — противопоставил динамику и статику.