Согласно сохранившимся документам XVII века, в слободе Мстёре было два монастыря. Некоторые исследователи предполагают, что именно благодаря монастырским инокам иконописью начали заниматься местные жители. Постепенно появились небольшие семейные мастерские, где ремесленные навыки передавались из поколения в поколение. Вскоре иконопись стала основным занятием мужского населения; в одной мастерской одновременно работало несколько иконописцев.
Как и во многих иконописных центрах, в Мстёре иконописцы делились на «личников» (тех, кто писал лики и открытые части тела святых) и «доличников» (мастеров, которые выполняли все остальные элементы на иконе, такие как пейзаж, палатное письмо, одежду святых).
В конце XIX века в слободе Мстёре выработался определенный стиль иконописи. Мстёрскую икону можно отличить по цветному фону, переходящему от светлых тонов к более насыщенным темным. Еще одна отличительная черта мстёрской иконы — это использование сусального золота вместо цветовых пробелов на одеяниях святых.
Икону «Святой Преподобный Серафим Саровский» выполнили два мстёрских мастера-иконописца: Василий Николаевич Морозов (1871–1932) написал лик святого, а Иван Николаевич Морозов (1884–1962) выполнил доличное письмо — одеяние святого и пейзаж. Художники были братьями, работали в иконописных мастерских Мстёры и состояли в «Артели древнерусской живописи».
На иконе изображен Серафим Саровский в полный рост в монашеском одеянии с четками в левой руке на фоне Дивеевского монастыря, которому покровительствовал святитель. Серафим Саровский — один из самых известных и почитаемых православных святых. Приняв постриг в молодом возрасте, он соблюдал строжайший пост, питаясь лишь хлебом и овощами с собственного огорода. Он провел всю жизнь в маленькой келье неподалеку от Серафимо-Дивеевского монастыря.
Икона выполнена в мстёрской манере письма с характерными
приемами: это прежде всего тщательно проработанный пейзаж
с мутно-голубоватым фоном, серо-синее небо без облаков, переходящее
из одного цвета в другой, и бисер «кремешков»
на декоративных «горках».