Иван Фомичёв стал одним из художников первого поколения мстёрской лаковой миниатюры. Будучи иконописцем высокого класса, после революционных событий 1917 года он вынужден был отказаться от любимой профессии и на протяжении многих лет работал счетоводом и помощником бухгалтера.
Вернуться к живописи художнику помогла памятная дата — 100 лет со дня смерти поэта Александра Пушкина, который погиб 29 января 1837 года. Лаковые промыслы с большим вниманием готовились к этому дню. В 1937 году Иван Фомичёв вновь взял в руки кисть и создал первую работу на папье-маше. По разным источникам, самой первой миниатюрой автора могла быть либо «Песнь о вещем Олеге», либо «Руслан и Людмила». Первые опыты сразу же обнаружили незаурядный талант художника в новой области, и с 1937 года мастер уже не прекращал заниматься лаковой живописью. Сказочная и историческая темы стали главными в его произведениях. Всего Иван Фомичёв успел написать более 500 миниатюр.
Шкатулка «Руслан и Людмила» из собрания музея — одно из ранних произведений автора. Обратившись к поэме Александра Пушкина, художник выбрал момент боя Руслана с колдуном Черномором, похитившим Людмилу. Он выстроил композицию с множеством планов по принципу театральной декорации, разместив героев будто бы на сценической площадке, замкнутой пейзажными и архитектурными кулисами.
Умело используя эффект контрастов, мастер сконцентрировал внимание зрителя на переднем плане, где разворачивается драматическое действие. При этом задний план, погруженный в мерцающую голубоватую дымку, выглядит умиротворенным и спокойным.
В этой миниатюре угадывается влияние западноевропейского классического пейзажа — он удивительным образом сочетается с иконописной манерой письма. Работа наполнена мягким ровным светом, в котором ярко вспыхивают цветы среди зелени трав.
Яркий красочный колорит мастер дополнил мягкими оттенками серого цвета. Благодаря такому приему возникает характерная серебристо-перламутровая тональность с множеством тончайших нюансов.
Орнаментальная золотая полоса по краю шкатулки перекликается с охристым колоритом элементов пейзажа: деревьями и горками. Такое решение придало произведению цельность и особенную нарядность.
Вернуться к живописи художнику помогла памятная дата — 100 лет со дня смерти поэта Александра Пушкина, который погиб 29 января 1837 года. Лаковые промыслы с большим вниманием готовились к этому дню. В 1937 году Иван Фомичёв вновь взял в руки кисть и создал первую работу на папье-маше. По разным источникам, самой первой миниатюрой автора могла быть либо «Песнь о вещем Олеге», либо «Руслан и Людмила». Первые опыты сразу же обнаружили незаурядный талант художника в новой области, и с 1937 года мастер уже не прекращал заниматься лаковой живописью. Сказочная и историческая темы стали главными в его произведениях. Всего Иван Фомичёв успел написать более 500 миниатюр.
Шкатулка «Руслан и Людмила» из собрания музея — одно из ранних произведений автора. Обратившись к поэме Александра Пушкина, художник выбрал момент боя Руслана с колдуном Черномором, похитившим Людмилу. Он выстроил композицию с множеством планов по принципу театральной декорации, разместив героев будто бы на сценической площадке, замкнутой пейзажными и архитектурными кулисами.
Умело используя эффект контрастов, мастер сконцентрировал внимание зрителя на переднем плане, где разворачивается драматическое действие. При этом задний план, погруженный в мерцающую голубоватую дымку, выглядит умиротворенным и спокойным.
В этой миниатюре угадывается влияние западноевропейского классического пейзажа — он удивительным образом сочетается с иконописной манерой письма. Работа наполнена мягким ровным светом, в котором ярко вспыхивают цветы среди зелени трав.
Яркий красочный колорит мастер дополнил мягкими оттенками серого цвета. Благодаря такому приему возникает характерная серебристо-перламутровая тональность с множеством тончайших нюансов.
Орнаментальная золотая полоса по краю шкатулки перекликается с охристым колоритом элементов пейзажа: деревьями и горками. Такое решение придало произведению цельность и особенную нарядность.