Второе десятилетие двадцатого века — сложное для молодого государства время. Предприятия вынуждены решать острейшие вопросы — обеспечение топливом, сырьем, продовольствием. На Дятьковском хрустальном заводе в эти годы наблюдается спад производства, нехватка квалифицированных кадров и серьезный дефицит сырьевых материалов. Художников-профессионалов, специально подготовленных для стекольной промышленности, еще нет, и рисунки для оформления продукции создают сами мастера, зачастую используя в качестве элементов декора пятиконечные звезды, снопы колосьев, серп и молот.
Яркими работами подобного плана являются крупные декоративные вазы, расписанные местными мастерами-художниками, братьями Голубковыми. Парные вазы были выполнены в единственном экземпляре к десятилетнему юбилею СССР. Роспись, исполненная в плакатной манере на одной из парных ваз, изображает двух персонажей: красноармейца верхом на лошади на черном фоне и рабочего, стоящего рядом с крупным производственным механизмом, на красном фоне. Контраст черного и красного призван подчеркнуть сложное, полное социальных конфликтов время первого десятилетия советской власти. Все, что относится к периоду до 1917 года, художники передают черной краской, а здания и промышленные объекты, символы новой эпохи, — красной. Подобный плакатный характер росписи не свойственен изделиям из стекла, но в этой работе подкупает искренняя восторженность художников в восприятии нового мира.
Массивная ваза выполнена методом выдувания. Крупные изделия подобного размера чаще всего выдувают с помощью силы легких мастера-выдувальщика, по технологии, не менявшейся в течение многих веков. Температура стекломассы в момент выработки — около 1000 ºС. Для изготовления изделий большого размера мастер делает несколько наборов стекла из печи, предварительно давая остыть предыдущему набору. Следующий после выдувания этап — отжиг, в процессе которого снимается внутреннее напряжение стекла. Стекло, из которого изготовлена ваза, внешним видом напоминает фарфор и окрашено соединениями фтора или фосфора. Живописный декор выполняется в холодном состоянии, так же как отводка края изделия препаратами жидкого золота.
Яркими работами подобного плана являются крупные декоративные вазы, расписанные местными мастерами-художниками, братьями Голубковыми. Парные вазы были выполнены в единственном экземпляре к десятилетнему юбилею СССР. Роспись, исполненная в плакатной манере на одной из парных ваз, изображает двух персонажей: красноармейца верхом на лошади на черном фоне и рабочего, стоящего рядом с крупным производственным механизмом, на красном фоне. Контраст черного и красного призван подчеркнуть сложное, полное социальных конфликтов время первого десятилетия советской власти. Все, что относится к периоду до 1917 года, художники передают черной краской, а здания и промышленные объекты, символы новой эпохи, — красной. Подобный плакатный характер росписи не свойственен изделиям из стекла, но в этой работе подкупает искренняя восторженность художников в восприятии нового мира.
Массивная ваза выполнена методом выдувания. Крупные изделия подобного размера чаще всего выдувают с помощью силы легких мастера-выдувальщика, по технологии, не менявшейся в течение многих веков. Температура стекломассы в момент выработки — около 1000 ºС. Для изготовления изделий большого размера мастер делает несколько наборов стекла из печи, предварительно давая остыть предыдущему набору. Следующий после выдувания этап — отжиг, в процессе которого снимается внутреннее напряжение стекла. Стекло, из которого изготовлена ваза, внешним видом напоминает фарфор и окрашено соединениями фтора или фосфора. Живописный декор выполняется в холодном состоянии, так же как отводка края изделия препаратами жидкого золота.