Рябушкин Андрей Петрович — живописец, автор исторических, жанровых композиций. Родился в 1861 году. Его отец и старший брат были иконописцами. Рябушкин учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и в Петербургской Академии художеств. Участвовал в выставках Товарищества передвижных художественных выставок. Много путешествовал по России.
В небольшом этюде Рябушкина «Двор усадьбы Тюменевых „Приволье“» запечатлено место, связанное с историей жизни художника. Именье «Приволье» принадлежало Илье Фёдоровичу Тюменеву — художнику, музыканту, опекуну, наставнику и другу Рябушкина. Тюменев изучал теорию музыки у Н.А. Римского-Корсакова и написал либретто к его опере «Царская невеста».
Андрей Петрович познакомился с Ильей Фёдоровичем в период обучения в Академии художеств. После смерти Рябушкина в 1904 году Тюменев написал воспоминания о своем друге — «Рано угасший талант».
Усадьба «Приволье» с господским домом, конюшнями, беседками, террасой-театром, бревенчатыми постройками гармонично сливалась с окружающей природой. Это был один из культурно-художественных центров предместья Петербурга, где собирался круг художников-единомышленников, изучавших русскую национальную культуру. Среди них были Абрам Ефимович Архипов, Сергей Васильевич Иванов, Дмитрий Александрович Топорков и другие. Они интересовались русской стариной и самобытным народным искусством, иногда летом выезжали на несколько недель в путешествие по России, писали памятники древнерусского зодчества. Как писал Тюменев, чтобы «открыть и запечатлеть почти фотографически для себя и потомков Россию, Русь, потерянную нами, которую мы ищем и не можем обрести…»
Проживая по большей части в деревне близ названного имения и работая в основном над историческими полотнами, Рябушкин создавал законченные этюды, наброски, служащие ему необходимым рабочим материалом.
Этюд «Двор усадьбы Тюменевых „Приволье“» воспринимается как лирический деревенский пейзаж, продолжающий линию пейзажа-настроения, в котором поэтический оттенок восприятия русской патриархальной деревни выше какой-либо социальной ее оценки. По своему композиционно-пространственному построению этюд близок известным историческим полотнам художника: глубина пространства подчеркнута изображением стены постройки справа, передний план довольно свободный слева и в центре, второй план более подробный, дальний план — пейзажный.