Картина «Князь Глеб Святославович убивает волхва на новгородском вече» — одна из множества картин кисти Андрея Петровича Рябушкина, оставшаяся незавершенной по решению самого художника. Это решение было связано в основном с критикой его творчества. В середине 1890-х годов Андрей Рябушкин потерпел неудачу на передвижной выставке с одной из картин и начал поиски принципиально новых решений в области композиции и колорита. Известно, что он очень требовательно относился к своей работе и многие неудавшиеся, на его взгляд, произведения попросту сжигал.
Изображенное на картине событие — одно из ключевых в истории Великого Новгорода. Вот как описывает его Николай Михайлович Карамзин в труде «История государства Российского»:Князь Глеб Святославович убивает волхва
Один из кудесников — волхв осуждал в Новгороде веру христианскую, бранил епископа Федора. Народ слушал его как человека божественного. Епископ призвал новгородцев приложиться к кресту. Но новгородцы толпились вокруг волхва, только князь Глеб с дружиной приложились к кресту. Тогда князь Глеб подошел к чародею и засек его секирою. Волхв пал мертвым к ногам его. Народ вынужден был приложиться к кресту…
На картине изображен кульминационный момент события: упавший волхв (нам видны лишь его сапоги) уже убит князем Глебом. Сам князь грозным взглядом и указующим перстом предупреждает в ужасе отшатнувшуюся толпу о том, что со всяким, кто пойдет против веры христианской, будет то же. Эмоции окружившей князя Глеба толпы художник выразил с помощью жестов и движений, ярких красок. Рябушкин применяет тип разомкнутой композиции: слева — князь с дружиной, сдержанное спокойствие, собранность, четкие ритмические линии, сдержанный колорит, справа — толпа, яркие краски, круглящиеся линии, движение, смятение и неуверенность, взволнованность чувств. Почти замкнув толпу, художник все же оставляет небольшой просвет для того, чтобы зритель мог стать непосредственным соучастником событий. Подобное построение картины в исторической живописи было одним из новшеств, привнесенных художниками-передвижниками. Уже самой композицией автор показывает, за кем победа.